То, что реформу школьного образования откладывать дальше некуда, показали результаты самого последнего теста, проведенного в штате Колорадо: оказалось, что 69% 11-летних школьников не в состоянии грамотно писать, а 41% не справился даже с заданием по чтению. В Колорадо коммерциализация образования широкого распространения пока еще не получила, однако и там уже осознали, что нужно искать новые формы организации учебного процесса. В частности, отказаться от уравниловки в оплате труда учителей. До сих пор прибавка к жалованию, которую они получали, определялась лишь выслугой лет и никак не зависела от качественных показателей педагогического воздействия на учащихся. Теперь же добавка к установленному минимуму заработной платы в городе Денвер будет производиться лишь по результатам тестирования учеников. Эксперимент продлится два года и в случае положительного результата будет распространен и в других городах.
Впрочем, на этой стадии такая постановка вопроса ни у кого возражений не вызывает. Они начинаются лишь тогда, когда дело доходит до сельских школ. В Америке давно уже возражают против применения одного и того же стандартного теста для учащихся самых разных категорий. А теперь, получается, от этого же показателя будет зависеть и оплата труда учителей, которая в благополучных районах крупных городов будет автоматически выше, чем в сельских или бедных городских районах. Исправить подобную несправедливость можно с учетом динамики изменения успешности прохождения стандартного теста, что кажется наиболее разумным выходом из создавшегося положения.
В Великобритании Тони Блэр тоже настаивает на введении системы оплаты труда учителей в зависимости от конкретных результатов их работы. Однако там прибавка должна будет присуждаться по решению школьной администрации. А 61% опрошенных учителей заявили, что они не сомневаются в том, что решение администрации в большинстве случаев будет далеким от справедливости.