КУЛЬТИВИРОВАНИЕ НЕВЕЖЕСТВА КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Поделиться
Вспоминается общеизвестная истина о том, что каждое следующее поколение ропщет на молодежь, считая ее крайне испорченной...

Вспоминается общеизвестная истина о том, что каждое следующее поколение ропщет на молодежь, считая ее крайне испорченной. Еще в античные времена поэты роптали на непочтительное отношение детей к родителям, ограниченные умственные интересы юношества, их распущенность. Как видим, ничего нового в нашем недовольстве молодым поколением нет. Но стоит присмотреться к проблемам воспитания более пристально.

Интернетизацию до сих пор мы привыкли воспринимать как сплошное благо, ведущее к общественному прогрессу и процветанию. В умелых руках разнообразные интернет-кафе, а чаще, как показывает опыт, просто учреждения, где дети играют в компьютерные игры до умопомрачения, превращаются в средство зомбирования. Нам могут возразить, что это личное дело каждого и т.д. Однако факты свидетельствуют о другом. Один час компьютерной игры стоит 2—3 гривни — значительная сумма для кармана подростка, не говоря уж о ребенке. Сомнительно, чтобы родители регулярно могли обеспечивать своему чаду такой досуг. Вот и выходит, что вокруг интернет-клубов в поисках легких денег болтается стая неприкаянных детей.

Игральные автоматы расставлены во всех людных местах — сейчас это считается неплохим бизнесом. А красивую жизнь подросток может увидеть рядом — в баре, к примеру.

Как-то незаметно сложный процесс воспитания подменен усвоением так называемой житейской мудрости, которая не предусматривает такой роскоши, как воспитание эстетического вкуса, внутренней культуры, формирование духовных запросов.

Раньше упомянутые функции призвана была выполнять сеть внешкольных заведений. Сокращение, а проще говоря, развал и деградация этой системы достигли своего апогея в позапрошлом году. Недавно министр образования и науки заверил общественность, что количество таких заведений стабилизировалось на отметке в 1491. Впрочем, это не утешает — преподаватели внешкольных кружков, по сути, наименее защищенные среди педагогов: нормы наполняемости групп постоянно меняются в сторону увеличения, прекратилось финансирование элементарных потребностей — обеспечение красками, бумагой и т.д. Согласитесь, трудновато привлечь сюда ребенка — оборудование наших студий скудное, отсутствуют материалы, их встречают разочарованные педагоги, еще работающие здесь потому, что просто не имеют иной возможности трудоустроиться.

По данным министра, каждый пятый школьник посещает студию, кружок или клуб. Возьмем для примера данные обычнейшего провинциального города, сознательно не названного: из 8738 детей школьного возраста 65 учатся в художественной школе и 620 — в музыкальной. Из 4050 детей дошкольного возраста меньше половины имеют возможность посещать детсады. Летом приблизительно из десятка дошкольных учреждений работают лишь два — остальные с целью экономии закрываются.

До недавнего времени титанические усилия тратились на развитие сети детсадов, создание продуманной концепции дошкольного воспитания с соответствующим кадровым обеспечением. Нынешнее равнодушие к разрушению дошкольного образования в скором времени очень дорого нам обойдется.

Уважение к одаренным детям государство проявляет почти ежедневно. Стоит только вспомнить один из эпизодов. Свыше шести лет в Украине существует уникальная Малая академия наук, деятельность которой направлена на выявление талантливых детей — ежегодно проводятся защиты исследовательских работ юных ученых. Государство в лице Министерства образования и науки гарантирует победителям таких конкурсов право на собеседование в любом вузе страны. Ведущие национальные университеты с готовностью подтверждают эти льготы в своих правилах вступления. Однако абитуриента ожидает разочарование: национальный университет, отягощенный нашествием победителей олимпиад и конкурсов, которые, естественно, стремятся поступить в самые престижные учебные заведения, игнорирует победителей МАН. Пресса не раз обнародовала скандальные истории поступления с еще более драматическими вступительными экзаменами...

В высшей школе многих ожидают не меньшие разочарования. Министр образования в интервью «Зеркалу недели» жалуется, что «у нас, к сожалению, до сих пор есть педагоги, читающие лекции из пожелтевших тетрадей». Бороться с таким позорным явлением решили очень просто — уменьшили количество лекций. Позволим себе еще одну цитату: «...за границей лекция — в нашем понимании, когда профессор читает, а студент записывает, — давно умерла». Какого же низкого мнения министр о наших преподавателях! В национальных университетах о «чтении лекций» говорят только образно — преподаватель объясняет, растолковывает то, чего не найдешь в учебниках, ведь университет, напомним, — это форма соединения науки и обучения, а потому профессор находится на передовой своей области знаний, часто оперирует фактами, которые не вошли не только в пособия, но даже в монографии или статьи. Самостоятельная работа при таких условиях превращается в погоню за дефицитными книгами (вспомнили ситуацию с вузовскими учебниками?) не самого последнего года издания. За границей меньшая аудиторная нагрузка объясняется наличием высокооплачиваемой профессуры и соответствующего технического обеспечения.

И это не единичные факты. Существует если не система именно такого государственного отношения к образованию, то по крайней мере преступное равнодушие.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме