Кто заказывает музыку, когда платят родители?

2 февраля, 2007, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 2 февраля-9 февраля

Образовательное пространство нашего государства никогда не было однородным. Неформальная дифференциация школ на престижные, то есть с брэндом, создаваемым годами успешной работы, и обычные существовала всегда...

Образовательное пространство нашего государства никогда не было однородным. Неформальная дифференциация школ на престижные, то есть с брэндом, создаваемым годами успешной работы, и обычные существовала всегда. И хотя такое распределение существует и сегодня, частные школы можно считать преемниками традиций элитных школ, поскольку главная их задача — предоставление качественных образовательных услуг каждому конкретному ученику, независимо от степени его подготовленности к школе (в частных школах нет вступительных экзаменов, стыдливо называемых в престижных государственных учебных заведениях собеседованиями, а в действительности являющихся средством селекции). Эффективность обучения зависит от ряда факторов. Большую роль здесь обычно играет личность учителя. Тем не менее важными являются и объективные факторы, а именно: небольшая наполняемость классов, что дает возможность учитывать индивидуальные физические, умственные и психологические особенности ребенка; современная материальная база школы; инновационность образовательного процесса (ведь частное заведение не привязано к бюджетному финансированию и может позволить себе оперативно и мобильно, избегая бюрократической волокиты, закупить современные пособия, заплатить за обучение сотрудников на престижных курсах и тренингах). Для родителей важным условием является обеспечение комфортных условий пребывания ребенка в школе, а именно: удобная мебель, помещения, отремонтированные без участия родителей и их дополнительных взносов, качественное медицинское обслуживание, домашнее питание и возможность приготовления диетических блюд, наличие школьного транспорта и тому подобное.

Но комфортные условия — не единственная причина популярности частных учебных заведений. Среди воспитанников таких школ есть категория детей, которым нужна особая образовательная среда, так называемые «проблемные дети», которым по тем или иным причинам трудно адаптироваться в большом коллективе. По данным сайта Главного управления образования в г. Киеве, среди учеников частных школ есть дети-инвалиды (2%), сироты и полусироты (5%), одаренные дети (25%). Разумеется, их родители не всегда могут позволить себе платить за обучение (ведь плата в частных учебных заведениях колеблется от 600 грн. в месяц до 15 тыс. у.е. в год). Поэтому 20% учеников частных школ учатся бесплатно или у них есть льготы на обучение.

Как видим, частные учебные заведения имеют определенные преимущества перед государственными. Но есть аспекты, по которым частные школы уступают государственным. Прежде всего, это плата за обучение. Хотя здесь не все так однозначно, как кажется на первый взгляд (даже если не вспоминать официальных доплат родителей за дополнительные образовательные услуги в государственных школах). Что мы имеем в виду, когда говорим «государственное образование»? То, что государство выделяет определенную сумму на зарплату учителям, на оплату образовательных услуг, предоставляемых ими, на содержание школы. Разумеется, это бюджетные средства. А одним из источников наполнения бюджета являются налоги, плательщики которых — родители учеников. Кроме того, родители платят взносы в благотворительные родительские фонды, средства из которых идут на потребности школы. Следовательно, выводы о бесплатности государственного образования несколько поверхностные.

А что является источником наполнения бюджета частной школы? Средства основателей и родителей. И здесь родители, которые предпочли частные заведения, оказываются в странном положении, поскольку платят за образование своих детей дважды: первый раз — через систему налогов на содержание государственных школ, финансируемых из бюджета, и в которых их дети не учатся, и вторично — непосредственно частной школе. По-видимому, для решения этой правовой коллизии интересно было бы внедрить опыт некоторых европейских стран, в которых государство, независимо от формы собственности школы, выплачивает ей из бюджета на каждого ученика определенную сумму денег. Кроме того, одаренные ученики частных школ, как и государственных, получают стипендии от государства или органов самоуправления. Такие субвенции из государственного бюджета были бы важны для школы по нескольким причинам. Во-первых, это позволит снизить плату за обучение и сделает частное образование более доступным. Во-вторых, частная школа не будет зависеть исключительно от родительских средств, а следовательно, избежит опасности попасть в зависимость от родителей и принимать популистские решения по некоторым вопросам — таким, например, как изучение безосновательно популярных и модных предметов, кадровая политика и тому подобное.

Следующая проблема, с которой сталкиваются родители, избравшие для своего ребенка частную школу, — это постоянный рост платы за обучение. Хотя владельцы частных школ делают все возможное для ее стабилизации, есть объективные причины, не позволяющие удерживать оплату за обучение на одном уровне. Прежде всего это арендная плата, являющаяся высокой, поскольку установлена для частных школ на уровне коммерческих структур и офисов, а не на уровне учреждений образования и культуры. Кроме того, договоры аренды заключаются на год, что делает невозможной стабильную финансовую политику школы и долговременные инвестиции в образовательный процесс. Тарифы на коммунальные услуги, которые утверждаются решением исполнительных органов городского совета, для государственных и коммунальных школ отличаются в несколько раз и не в пользу последних.

На учеников частных учреждений не распространяются программы социальной защиты и поддержки (обеспечение учебниками, бесплатное питание учеников начальных классов и медицинское обследование, прививки, охрана и тому подобное).

Разумеется, все перечисленные недостатки обучения в частных учреждениях обусловлены отсутствием законодательно урегулированного правового статуса и организационной формы частных школ. И это, очевидно, является проблемой не только частного образования, но и всего частного сектора в целом, в любых сферах общественной жизни.

Частные школы нужны государству. И не только потому, что платят немалые налоги в бюджет и экономят бюджетные деньги, давая рабочие места педагогам-бюджетникам. Именно существование учебных заведений различных форм собственности — это важный фактор функционирования конкурентной образовательной среды.

Очевидно, что государство заинтересовано в развитии частного сектора образования. Но, сказав в этом вопросе «А» — то есть позволив функционирование частных школ через выдачу лицензий, почему-то не сказало «Б», а именно — законодательно не урегулировало деятельность частного образования. Сегодня частные учебные заведения существуют в определенном законодательном вакууме, что не способствует развитию рынка образовательных услуг и расширению сегмента частного образования.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №31, 24 августа-30 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно