Американский студент осознает, что обучение в университете может помочь ему не только получить необходимые знания для будущей специальности, но и «натренировать» ум, улучшить качество своего мышления. Мотивация очевидна — американскому обществу не нужны пассивные потребители общественных благ.
Во время учебного визита в США, целью которого было изучить американский опыт внедрения независимого стандартизированного тестирования, его роль в конкурсном отборе в высшие учебные заведения и развитии государственной образовательной политики, меня чуть ли не больше всего поразило то, как новейшие научные исследования в области образования влияют на решение актуальных практических вопросов.
Оторванность науки от повседневной жизни — явление, к которому я привыкла в Украине. Поэтому мне непривычно было слышать, что результатом работы, скажем, американских исследовательских институтов является увеличение по всему миру количества детей, имеющих возможность учиться; женщин, проходящих диагностику, чтобы предотвратить рак молочной железы; людей, регулярно выполняющих физические упражнения. Это один из примеров того, что американская система образования приносит пользу обществу.
По-видимому, чтобы человек мог создавать уют не только в собственном доме, но и на своей улице, в своем городе, в своей стране, ему нужны соответствующие мотивации. Кто может выступать заинтересованными сторонами в этом процессе? Теоретически ими должны были бы быть все — и рядовые граждане, и общественные институты, и государство — то есть те, кто это осознает. Формирование надлежащего общественного сознания — одна из задач государственной политики. Возможно, поэтому граждане США способны организовывать себя и проявлять активность как в собственных интересах, так и в интересах своего окружения.
Большое количество общественных организаций и ассоциаций, объединяющих специалистов и экспертов различных областей, является свидетельством того, что общество США не остается равнодушным к процессам, которые в нем происходят. Государство делится своей властью с институтами гражданского общества, тем самым позволяя различным общественным группам непосредственно влиять на развитие государственной политики. Стать членом профессиональной ассоциации престижно, поскольку это означает, что ты заслужил признание коллег, специалистов в своем деле. Ассоциация устанавливает свои правила, которые обязуются соблюдать все ее члены. Этот добровольный порядок обеспечивает высокую моральную и социальную ответственность, что не может не оставить положительный отпечаток на отношениях отдельных людей и больших социальных групп.
К процессу развития государственной образовательной политики в США привлечен целый ряд общественных организаций. Что касается независимого стандартизированного тестирования, которое в Америке абитуриенты проходят уже почти 100 лет, то в процессе его разработки и проведения участвует очень много независимых институтов: Образовательная служба по разработке тестирования, Национальная ассоциация содействия поступлению в вузы, Национальная консалтинговая ассоциация по вопросам приема в вузы, Национальная ассоциация советников по поступлению в вузы, Американская ассоциация сотрудников университетских и приемных комиссий, Совет колледжей и многие другие. Функции между участниками процесса распределяются очень четко: разработка тестов, их опубликование и распространение, финансирование, администрирование и оценка, использование результатов тестов для принятия решений, оценка качества использования тестов.
Вся эта сеть независимых институтов, выполняющих различные функции для достижения одной цели, обеспечивает взаимный контроль между всеми задействованными учреждениями. Например, если абитуриент имеет какие-нибудь претензии к Образовательной службе по разработке тестирования, то обращается, скажем, в Национальную ассоциацию советников по поступлению в вузы, которая может отстаивать его интересы и требовать от соответствующих государственных органов применения санкций относительно обнаруженного нарушения. Государство в этом процессе играет роль координатора, определяющего стратегические приоритеты и обеспечивающего их достижение. Министерство образования США формирует политику федеральной финансовой помощи в области образования, распределяет средства и контролирует их использование, сосредоточивает внимание государства на ключевых вопросах образования, а также стимулирует развитие в области образования, определяя прогресс школ в разных штатах, где отсутствуют единые требования к учебным программам и содержанию учебных дисциплин. Ежегодно министерство распространяет результаты национальной оценки успехов в обучении, осуществляемой на уровне штата и государства.
Независимым стандартизированным тестированием и государственным оцениванием успехов в обучении проверяются не только полученные знания, но и умение критически мыслить, формулировать и аргументировать свое мнение, решать проблемы, используя предоставленную информацию. Качество мышления — важный критерий оценки интеллектуальной состоятельности учащегося или студента в Соединенных Штатах Америки. То, как человек мыслит, не менее важно, чем количество информации, которую он может усвоить. Этот подход соответствует потребностям информационного общества, где необходимо уметь быстро находить и эффективно использовать информацию.
Покупать оценки или дипломы об образовании — нонсенс для американца. Только бумажка не поможет ему занять достойное место в своем обществе. Такое нечестное действие, как покупка диплома, наносит обществу большой вред. Врач или учитель низкой квалификации, научные исследования, не используемые для улучшения жизни людей, — все это препятствует движению общества вперед. Общественные организации одними из первых выражают протест против таких аномалий. При условии децентрализованной системы образования, в которой есть место для разных заинтересованных сторон, коррупция в образовании исчезает.