«КОНСЕРВИРОВАННОГО» ОБРАЗОВАНИЯ ОТВЕДАТЬ НЕ ХОТИТЕ ЛИ?

Поделиться
Вот уже почти три года МОН Украины, по словам главы ведомства В.Кременя, пытается реализовать две важнейшие задачи...

Вот уже почти три года МОН Украины, по словам главы ведомства В.Кременя, пытается реализовать две важнейшие задачи. Во-первых, добиться, чтобы не на словах, а на деле наука и образование стали государственными приоритетами, поскольку в ХХІ веке именно они определяют уровень развития экономики и страны в целом. Во-вторых, модернизировать отечественные образовательную и научную деятельность. Тому, что уже удалось и что только планируется сделать, а также насущным проблемам отрасли и была посвящена недавняя пресс-конференция министра.

Василий Григорьевич убежден: и по первому, и по второму направлению есть целый ряд позитивных сдвигов. Среди них — ликвидация массовой задолженности по зарплатам, которая два с половиной года назад приобрела воистину угрожающие масштабы. Повышение на протяжении двух последних лет зарплат просвещенцам и работникам науки. Начало процесса компьютеризации украинских школ.

В этом году существенно сократилось количество детей школьного возраста, по тем или иным причинам не посещающих учебные заведения среднего звена. На 1 ноября 2002 г. таких выявлено 9126 человек. Это в пять раз меньше, нежели было в предыдущие годы.

На сегодняшний день на базе бывших ПТУ создано 60 профессиональных лицеев, утверждено соответствующее положение о них. Готовится ряд экспериментов в высшей школе. Скажем, некоторые вузы со следующего учебного года перейдут на так называемую кредитную систему организации учебного процесса. Речь идет не о финансовой операции, а о кредите как способе организации процесса выбора дисциплин и сдачи экзаменов по ним.

— К сожалению, наша система высшего образования весьма неэффективна, — считает министр. — Два месяца летних каникул, месяц зимних плюс две сессии, длящиеся по месяцу. Вот и имеем пресловутое «от сессии до сессии живут студенты весело». При кредитной же системе все будет с точностью до наоборот. Речь о том, чтобы студент несколько недель (месяцев) учил меньше предметов, но при этом по окончании такого краткосрочного курса сразу же сдавал экзамен. Таким образом удастся избежать потерь учебного времени. Кроме того, учащиеся смогут сами выбирать предметы и преподавателей.

Экспериментаторская волна накроет в следующем году и педагогические вузы. Сегодня они экзаменуют знания абитуриентов по определенным дисциплинам. Но этого мало, уверен министр, поскольку профессия педагога творческая, требующая определенных психологических предпосылок. Значит, следует устраивать для потенциальных учителей и своеобразный кастинг, призванный продемонстрировать способность абитуриента работать с детьми.

Впрочем, все планы и позитивные тенденции последних лет в следующем году может резко притормозить элементарное отсутствие денег на их воплощение в жизнь и развитие. Так, если бюджет МОН-2002 исчисляется жалкими 2 млрд. 263 млн. грн., то на 2003-й предусмотрено на 50 миллионов меньше.

— Документ, одобренный ВР в первом чтении, консервирует образование и науку Украины и не создает возможностей для дальнейшего развития этих важнейших сфер, — констатировал В.Кремень. — Мне сложно оценить позицию депутатов, прежде всего из бюджетного комитета, сумевших, по их словам, изыскать 200 млрд. дополнительных средств в доходную часть, но при этом умудрившихся на образование не прибавить ни одной гривни. Скажу больше: по ряду позиций сняли и те суммы, которые предложил Кабмин. Например, почти на 3 млн. урезали финансирование учебно-методической работы. А ведь это — учебные программы, методические пособия, особенно важные и необходимые при переходе на новое содержание и структуру образования.

Или возьмем научно-технические программы (НТП). У них отобрали 8 млн. грн., оставив лишь 900 тыс. К слову, МОН задолжало разработчикам НТП прошлых лет (я уже молчу о том, что нет никакой возможности осуществлять программы, выигравшие конкурс 2002 года). Разработчики НТП уже подали на МОН в суд, и мы имеем несколько решений о взыскании с министерства соответствующих средств. Их же попросту нет, и на следующий год они тоже не предусмотрены.

Хватает, по словам министра, у возглавляемого им ведомства денежных трудностей и в этом году. Самые злободневные — отсутствие средств на коммунальные платежи (задолженность 55 млн. грн.), недофинансирование выпуска учебников (поступило лишь 42 млн. грн. из запланированного 101 млн.) и программы компьютеризации (из 45 млн. грн. получено целых… 300 тысяч).

Точку в пресс-конференции поставила еще одна «приятная» новость, сообщенная министром. В госбюджете на следующий год не предусмотрено и планировавшееся ранее повышение зарплат просвещенцам.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме