Под прикрытием пандемии руководители государства протаскивают опасные изменения. Дошло и до вопросов медицинского образования. В конце нынешнего года Министерство здравоохранения Украины (Минздрав) инициировало радикальные изменения в системе беспрерывного профессионального развития (БПР) врачей, — речь идет о постановлении Кабинета министров Украины №302 от 28 марта 2018 года.
К сожалению, указанные изменения не пойдут на пользу ни врачам, ни пациентам, разве что выгоду от них будут иметь те, кто эти изменения и затеял. Инициаторы планируют взять под контроль рынок образовательных медицинских услуг, который еще даже не успел сформироваться и в последние два года только развивается.
Разберемся, что же в действительности предлагают сегодня украинскому медицинскому сообществу под привлекательной вывеской улучшения.
Первая опасность — абсолютная неопределенность правил игры. Проект нового постановления о БПР предлагает якобы абсолютно правильную, принятую в цивилизованных странах, вещь — создание единой общенациональной электронной автоматизированной системы. К ней должны подключиться все врачи страны, а также все, кто проводит какие-либо образовательные мероприятия для медицинских работников, — то есть провайдеры. При этом из документа совершенно непонятно, кто будет администратором всей системы, а также, кто является владельцем.
Четко прописано в новом постановлении только одно, — что администратора определяет Минздрав. Но по каким критериям, за какие деньги будет финансироваться его деятельность и работа системы в целом, в проекте постановления нет ни единого слова. Как нет никаких разъяснений об этом и в сопроводительной документации.
Это означает, что загадочный «администратор» из документа, сгенерированного Минздравом, подменяет собой функции независимого аккредитационного агентства. Именно его создания очень ждали и надеялись добросовестные провайдеры образовательного контента для медиков. Но упоминание о таком агентстве вообще исчезло из новой версии постановления. Вместо этого решение, на что будут тратиться государственные средства, а также собственные средства врачей и их работодателей, Минздрав возлагает на неопределенного технического администратора, которого сам же и назначит. Фактически это установление контроля над денежным потоком.
А само постановление — почва для колоссальных коррупционных рисков.
Вторая опасность, скрывающаяся в изменениях к постановлению, — замалчивание источников финансирования. За чей счет будет банкет, в этом документе речь тоже не идет. Согласно проекту постановления, государство планирует потратить на создание автоматизированной электронной системы БПР ноль (!) гривен. Покажите мне, пожалуйста, хоть какое-то государственное бесплатное IT-решение. Таких нет. Это означает, что «праздник автоматизации» будет проходить за счет самих врачей и провайдеров БПР. Или же этот аттракцион невиданной щедрости — за счет администратора, который хочет счастья и бесплатных качественных образовательных услуг для всех врачей Украины (спойлер: «нит», потому что см. предыдущий пункт). В самом постановлении отмечается, что именно администратор самостоятельно устанавливает порядок предоставления доступа к системе всем медикам, провайдерам, органам власти и другим участникам БПР. То есть все условия, в том числе — плату за пользование системой — устанавливает загадочный администратор. Наиболее вероятно — в обход Антимонопольного комитета Украины и Государственной регуляторной службы.
Третья опасность. Новое постановление фактически лишает врачей права получать баллы БПР на иностранных медицинских образовательных событиях — конференциях, тренингах, зарубежных стажировках. Новый документ отсекает международную конкуренцию на украинском рынке БПР. Новое постановление предусматривает, что мероприятие может проводить исключительно провайдер, внесенный в системы. А вот иностранный провайдер, чтобы попасть в нее, должен предоставить переведенную на украинский язык соответствующую документацию. Вы можете себе представить авторитетную иностранную организацию, предоставляющую высококачественное образование врачам, которая заморачивается переводом кучи документов, чтобы попасть в официальную украинскую электронную систему? Только для того, чтобы украинские врачи получили за это баллы? Я — нет.
Четвертая опасность. В целом, постановление представляет собой нормативно-правовой хаос, который не упрощает жизнь игрокам рынка, а лишь усложняет его. Прежде всего на уровень регулирования Кабмином неизвестно почему вынесены требования и к провайдерам БПР, и к мероприятиям, организованным ими. Это как если бы цвет стен в подъезде дома вашего ОСМД определяла областная госадминистрация. Из пушки — по воробьям.
Условия, в которые ставит участников БПР новое постановление, не позволят им быстро адаптироваться к таким вызовам, как, например, пандемия COVID-19. Чтобы провести какое-либо медицинское образовательное мероприятие, провайдер вынужден будет внести исчерпывающую и подробную информацию о нем не позднее, чем за шесть месяцев до события. Но такое требование справедливо лишь для крупных нерегулярных мероприятий — конференций, конгрессов, симпозиумов. А представьте себе, что вы трижды в месяц проводите тренинги по УЗИ брюшной полости. Или иностранный специалист решил посетить ваше учреждение и по этому случаю вы хотите провести мастер-класс для своих врачей. По новым требованиям, вы не сможете проводить ни тренинги, ни устроить такой мастер-класс. Потому что не зарегистрировали официально своих намерений за полгода до этого.
Еще одно требование — такое же «полезное», как и предыдущее. За месяц до проведения вашего образовательного мероприятия вы должны предоставить информацию о темах программы, «времени выступления преподавателей» — да, не «продолжительности», а именно «времени». Так и написано. После всего этого администратор в течение 20 дней верифицирует сведения, предоставленные вами (если вам это удалось). И оставляет за собой право отказать вам. То есть лишь за 10 дней до мероприятия вы будете понимать, состоится ли оно вообще. При этом основные средства на мероприятие вы уже израсходовали.
А по каким причинам администратор может вам отказать? Наиболее интересная — если в предоставленных сведениях «усматривается конфликт интересов или нарушение требований к провайдеру». Но критерии, по которым администратор будет решать, есть ли конфликт интересов, — не прописаны. Этот «пустячок» — удобная лазейка для ручного управления рынком провайдеров БПР.
Согласно новой версии постановления, Минздрав устанавливает правила контроля над соблюдением провайдерами требований. Но о «контролере» — вновь ни единого слова. Кстати, независимое аккредитационное агентство, о котором Минздрав технически «забыл», и должно было бы это контролировать.
Это мы уже не говорим, что новой версией постановления правительство выставит единые требования к мероприятиям для врачей, медсестер, провизоров и фармацевтов. Нигде в цивилизованном мире не практикуют такого подхода. А для аккредитации мероприятий работают отдельные независимые аккредитационные агентства по каждому из этих направлений.
Пятая опасность. Эти изменения могут сначала заблокировать, а потом и вообще завалить всю систему БПР в Украине. Почему? Потому что со следующего же дня после того как постановление примет Кабмин, начнут действовать новые правила. В соответствии с ними, пройдет по меньшей мере полгода, пока провайдеры смогут провести свои первые мероприятия. Следующие полгода врачи лихорадочно будут пытаться набрать необходимые баллы. И все это — при условии, что электронная система БПР уже создана и работает.
И здесь возникает вопрос — так, может, эта система уже существует? Может, администратор давно определен и решение Кабмина — лишь формальность? Все указывает на то, что новая версия постановления о БПР написана просто под этого администратора и чью-то частную систему.
Вместо выводов
Казалось бы, пандемия — то время, когда видны все недостатки и появляются возможности исправить их. Ежедневное изменение медицинской повестки дня, бешеные темпы обновления информации, результаты исследований, реагирование на вызовы в беспрецедентных условиях — все это должно стать толчком к формированию новых образовательных форматов. Но, как видим, в Украине это работает довольно своеобразно.
К сожалению, появление новой версии постановления о БПР свидетельствует, что все вызовы, которые должны были бы запустить процесс активного развития, сработали наоборот. Они стали поводом к установлению настоящей диктатуры и монополизации украинского рынка БПР.
Хуже того. Такая перспектива передела рынка прежде всего навредит врачам. А соответственно — и пациентам.