Конец независимого рынка профессионального развития врачей

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Конец независимого рынка профессионального развития врачей litnet.com
Риски, скрывающиеся под красивой оберткой изменений.

Под прикрытием пандемии руководители государства протаскивают опасные изменения. Дошло и до вопросов медицинского образования. В конце нынешнего года Министерство здравоохранения Украины (Минздрав) инициировало радикальные изменения в системе беспрерывного профессионального развития (БПР) врачей, — речь идет о постановлении Кабинета министров Украины №302 от 28 марта 2018 года.

К сожалению, указанные изменения не пойдут на пользу ни врачам, ни пациентам, разве что выгоду от них будут иметь те, кто эти изменения и затеял. Инициаторы планируют взять под контроль рынок образовательных медицинских услуг, который еще даже не успел сформироваться и в последние два года только развивается.

Разберемся, что же в действительности предлагают сегодня украинскому медицинскому сообществу под привлекательной вывеской улучшения.

Первая опасность — абсолютная неопределенность правил игры. Проект нового постановления о БПР предлагает якобы абсолютно правильную, принятую в цивилизованных странах, вещь — создание единой общенациональной электронной автоматизированной системы. К ней должны подключиться все врачи страны, а также все, кто проводит какие-либо образовательные мероприятия для медицинских работников, — то есть провайдеры. При этом из документа совершенно непонятно, кто будет администратором всей системы, а также, кто является владельцем.

Четко прописано в новом постановлении только одно, — что администратора определяет Минздрав. Но по каким критериям, за какие деньги будет финансироваться его деятельность и работа системы в целом, в проекте постановления нет ни единого слова. Как нет никаких разъяснений об этом и в сопроводительной документации.

Это означает, что загадочный «администратор» из документа, сгенерированного Минздравом, подменяет собой функции независимого аккредитационного агентства. Именно его создания очень ждали и надеялись добросовестные провайдеры образовательного контента для медиков. Но упоминание о таком агентстве вообще исчезло из новой версии постановления. Вместо этого решение, на что будут тратиться государственные средства, а также собственные средства врачей и их работодателей, Минздрав возлагает на неопределенного технического администратора, которого сам же и назначит. Фактически это установление контроля над денежным потоком.

А само постановление — почва для колоссальных коррупционных рисков.

Вторая опасность, скрывающаяся в изменениях к постановлению, — замалчивание источников финансирования. За чей счет будет банкет, в этом документе речь тоже не идет. Согласно проекту постановления, государство планирует потратить на создание автоматизированной электронной системы БПР ноль (!) гривен. Покажите мне, пожалуйста, хоть какое-то государственное бесплатное IT-решение. Таких нет. Это означает, что «праздник автоматизации» будет проходить за счет самих врачей и провайдеров БПР. Или же этот аттракцион невиданной щедрости — за счет администратора, который хочет счастья и бесплатных качественных образовательных услуг для всех врачей Украины (спойлер: «нит», потому что см. предыдущий пункт). В самом постановлении отмечается, что именно администратор самостоятельно устанавливает порядок предоставления доступа к системе всем медикам, провайдерам, органам власти и другим участникам БПР. То есть все условия, в том числе — плату за пользование системой — устанавливает загадочный администратор. Наиболее вероятно — в обход Антимонопольного комитета Украины и Государственной регуляторной службы.

Третья опасность. Новое постановление фактически лишает врачей права получать баллы БПР на иностранных медицинских образовательных событиях — конференциях, тренингах, зарубежных стажировках. Новый документ отсекает международную конкуренцию на украинском рынке БПР. Новое постановление предусматривает, что мероприятие может проводить исключительно провайдер, внесенный в системы. А вот иностранный провайдер, чтобы попасть в нее, должен предоставить переведенную на украинский язык соответствующую документацию. Вы можете себе представить авторитетную иностранную организацию, предоставляющую высококачественное образование врачам, которая заморачивается переводом кучи документов, чтобы попасть в официальную украинскую электронную систему? Только для того, чтобы украинские врачи получили за это баллы? Я — нет.

Четвертая опасность. В целом, постановление представляет собой нормативно-правовой хаос, который не упрощает жизнь игрокам рынка, а лишь усложняет его. Прежде всего на уровень регулирования Кабмином неизвестно почему вынесены требования и к провайдерам БПР, и к мероприятиям, организованным ими. Это как если бы цвет стен в подъезде дома вашего ОСМД определяла областная госадминистрация. Из пушки — по воробьям.

Условия, в которые ставит участников БПР новое постановление, не позволят им быстро адаптироваться к таким вызовам, как, например, пандемия COVID-19. Чтобы провести какое-либо медицинское образовательное мероприятие, провайдер вынужден будет внести исчерпывающую и подробную информацию о нем не позднее, чем за шесть месяцев до события. Но такое требование справедливо лишь для крупных нерегулярных мероприятий — конференций, конгрессов, симпозиумов. А представьте себе, что вы трижды в месяц проводите тренинги по УЗИ брюшной полости. Или иностранный специалист решил посетить ваше учреждение и по этому случаю вы хотите провести мастер-класс для своих врачей. По новым требованиям, вы не сможете проводить ни тренинги, ни устроить такой мастер-класс. Потому что не зарегистрировали официально своих намерений за полгода до этого.

Еще одно требование — такое же «полезное», как и предыдущее. За месяц до проведения вашего образовательного мероприятия вы должны предоставить информацию о темах программы, «времени выступления преподавателей» — да, не «продолжительности», а именно «времени». Так и написано. После всего этого администратор в течение 20 дней верифицирует сведения, предоставленные вами (если вам это удалось). И оставляет за собой право отказать вам. То есть лишь за 10 дней до мероприятия вы будете понимать, состоится ли оно вообще. При этом основные средства на мероприятие вы уже израсходовали.

А по каким причинам администратор может вам отказать? Наиболее интересная — если в предоставленных сведениях «усматривается конфликт интересов или нарушение требований к провайдеру». Но критерии, по которым администратор будет решать, есть ли конфликт интересов, — не прописаны. Этот «пустячок» — удобная лазейка для ручного управления рынком провайдеров БПР.

Согласно новой версии постановления, Минздрав устанавливает правила контроля над соблюдением провайдерами требований. Но о «контролере» — вновь ни единого слова. Кстати, независимое аккредитационное агентство, о котором Минздрав технически «забыл», и должно было бы это контролировать.

Это мы уже не говорим, что новой версией постановления правительство выставит единые требования к мероприятиям для врачей, медсестер, провизоров и фармацевтов. Нигде в цивилизованном мире не практикуют такого подхода. А для аккредитации мероприятий работают отдельные независимые аккредитационные агентства по каждому из этих направлений.

Пятая опасность. Эти изменения могут сначала заблокировать, а потом и вообще завалить всю систему БПР в Украине. Почему? Потому что со следующего же дня после того как постановление примет Кабмин, начнут действовать новые правила. В соответствии с ними, пройдет по меньшей мере полгода, пока провайдеры смогут провести свои первые мероприятия. Следующие полгода врачи лихорадочно будут пытаться набрать необходимые баллы. И все это — при условии, что электронная система БПР уже создана и работает.

И здесь возникает вопрос — так, может, эта система уже существует? Может, администратор давно определен и решение Кабмина — лишь формальность? Все указывает на то, что новая версия постановления о БПР написана просто под этого администратора и чью-то частную систему.

Вместо выводов

Казалось бы, пандемия — то время, когда видны все недостатки и появляются возможности исправить их. Ежедневное изменение медицинской повестки дня, бешеные темпы обновления информации, результаты исследований, реагирование на вызовы в беспрецедентных условиях — все это должно стать толчком к формированию новых образовательных форматов. Но, как видим, в Украине это работает довольно своеобразно.

К сожалению, появление новой версии постановления о БПР свидетельствует, что все вызовы, которые должны были бы запустить процесс активного развития, сработали наоборот. Они стали поводом к установлению настоящей диктатуры и монополизации украинского рынка БПР.

Хуже того. Такая перспектива передела рынка прежде всего навредит врачам. А соответственно — и пациентам.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме