В этом году я собираюсь набирать курс в мастерскую режиссуры анимационного фильма в Университете театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого. Перед экзаменами, как всегда, провожу ряд консультаций для абитуриентов, чтобы познакомить их с профессией, которой они собираются себя посвятить.
В свою очередь, знакомлюсь с ними, чтобы выяснить уровень их подготовки, и кому-то, возможно, посоветовать выбрать другую профессию. Так вот - в этом году я, в основном, занимался тем, что отговаривал абитуриентов от поступления в нашу мастерскую. И не потому, что у них слабый творческий потенциал, недостаточная подготовка, что они бесталанны. Напротив, приходит много, как мне кажется, интересных, мыслящих людей.
Так в чем же дело?
А дело в том, что я, как честный человек, не могу пообещать им нормальных условий для учебы, для овладения профессией. Что я подразумеваю под определением "нормальные"? Это, в первую очередь, перечень специальных предметов, необходимых для овладения этой непростой уникальной профессией, желательно с квалифицированными преподавателями, и достаточное количество времени для изучения этих дисциплин.
Что же для этого необходимо? Хотя бы минимально оборудованную и оснащенную материально-техническую базу для того, чтобы студенты могли снимать свои курсовые и дипломные работы не "на коленке" (как это происходит сейчас), а имея небольшие съемочные площадки, современные компьютеры, освещение, съемочную технику.
Увы! Сегодня никто нам этого пообещать не может.
Начнем по порядку. Перечень дисциплин, предлагаемых для обучения студентов, делится на две неравноценные части. На обязательную программу, которую составляли люди, как мне кажется, не очень компетентные. Студентам в обязательном порядке предписывается овладеть такими дисциплинами, как: авторское право, украинский язык (который изучают в средней школе и по ее окончании сдают тесты ЗНО), философию, социологию, маркетинг, рекламу и прочее. Все эти дисциплины требуют затрат определенного времени, которого в итоге не хватает на практические работы. А в оставшееся учебное время как-то запихнуть дисциплины, имеющие прямое отношение к формированию режиссера анимационного фильма, т.е. режиссуру, анимацию, работу художника, актерское мастерство, драматургию и прочее.
Я, конечно, понимаю, что режиссер анимационного фильма (как, впрочем, и любой другой режиссер) должен быть всесторонне образован, но во главе угла все-таки должны находиться специальные предметы. Сейчас же этот баланс явно нарушен в пользу предметов "сопутствующих". Еще один аспект проблемы - зарплаты преподавателей настолько низки, что ни один уважающий себя профессионал не согласится преподавать на таких условиях. (Не хочу обижать моих коллег, которые все же, как, впрочем, и я, работают на энтузиазме.) Кстати, в этом году исполняется ровно 25 лет, как я начал вести эту мастерскую, и все эти годы получал полставки. Когда я как-то поинтересовался, почему всего полставки, а не целая ставка (я же стараюсь готовить стопроцентных режиссеров, а не пятидесятипроцентных), мне объяснили, что преподавателей много, а денег на всех не хватает.
Но дело даже не в зарплате. Хуже то, что у института хронически нет денег на материально-техническую базу для нормальной работы наших студентов. Никто не хочет принять во внимание, что у аниматоров своя специфика работы, в отличие от игрового, документального или телевизионного кино. У нас очень трудозатратная покадровая съемка, требующая специфического оборудования и определенных условий работы. Когда я пытаюсь поднять этот вопрос на кафедре, мне говорят: "Что вы хотите? Ваши студенты и так снимают хорошие ленты". Да, действительно, многие работы моих студентов получают награды на всеукраинских и международных фестивалях. Но фильмы эти получаются качественными не "благодаря", а "вопреки". Как, впрочем, наши успехи во многих других областях нашей деятельности.
Предвижу, что многие могут сказать: "Ну, подумаешь, важная проблема - подготовка режиссеров анимационного фильма! Как будто у нас нет проблем поважнее".
К сожалению, есть, очень много, и очень важных. И думаю, что в основе многих проблем - отсутствие профессионализма и нехватка профессионалов. Мы часто любим цитировать булгаковского профессора Преображенского, который говорил, что разруха у нас в головах. А вот предпринять что-нибудь конкретное для борьбы с этой разрухой мы не всегда хотим и умеем. Вот хотя бы посоветоваться с профессионалами при составлении учебных программ. Гораздо проще составить некий список обязательных предметов для всех творческих вузов: академии художеств, консерватории, института экранных искусств, т.е. постричь всех под одну гребенку, независимо от специфики. А между тем режиссеры, снимающие анимационные фильмы, играют не последнюю роль в формировании личности - начиная с самого раннего возраста, и до самого позднего.
P.S. Мне бы не хотелось, чтобы эти заметки остались "гласом вопиющего в пустыне". В противном случае я просто вынужден буду отказаться от набора студентов в этом году: обманывать людей нехорошо, а детей - тем более.