КОГДА БУДЕТЕ, ДЕТИ, СТУДЕНТАМИ

10 сентября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №36, 10 сентября-17 сентября

Знакомьтесь, читатель. Это новоиспеченный студент физического факультета Харьковского государственного университета Саша Найштут...

Знакомьтесь, читатель. Это новоиспеченный студент физического факультета Харьковского государственного университета Саша Найштут. Для первокурсника у него весьма солидный «послужной список». Он является членом Малой академии наук, программирует, прошел вузовские курсы по химии, физике и биологии, сделал самостоятельную работу в области квантовой оптики, владеет английским и французским языками и даже был чемпионом какого-то турнира по компьютерным играм.

Все это особенно весомо звучит, если принять во внимание, что во время сдачи вступительных экзаменов абитуриенту было всего 13 лет... Серьезное обстоятельное интервью ну никак не вязалось с обликом этого подростка с лукавыми черными глазами. Поэтому я выбрала жанр летучего блица: короткий вопрос - мгновенный ответ.

Саша Найштут,

студент физфака.

- Саша, чем тебе нравится физика?

- Возможностью делать открытия!

- Ты веришь в Бога?

- Нет, я атеист. Если Бог есть, то как это доказать? А что не доказано, то, строго говоря, неверно.

- Веришь ли ты в «конец света»?

- Нет. Это не подкрепленная наукой теория. Ну разве что, если когда-нибудь наша вселенная «схлопнется»...

- В каком порядке ты бы расположил такие человеческие качества - честный, умный, сильный?

- Умный, честный, сильный.

- Как ты думаешь, что самое сложное в мире?

- (Задумывается) Наверное, женская логика.

- Нужны ли сейчас герои?

- Определенно. Герои нужны всегда. Даже если жизнь построена разумно, ее всегда можно улучшить. И геройский путь для этого самый удобный, поскольку на это тратится меньше людей.

- За что ты любишь компьютерные игры? Ведь это, в сущности, взаимодействие с фантомами...

- Вся прелесть игр в том, что ты можешь кем-то управлять. Чувствуешь себя по крайней мере генералом Бонапартом.

- Что бы ты хотел пожелать себе?

- Не терять память. Знания и опыт - это богатство.

- О чем ты мечтаешь?

- Самое недостижимое - полететь к звездам. Самое достижимое - получить компьютер.

- Что бы сказал пришельцам, если бы увидел их первым?

- Я бы сказал: «Здравствуйте, друзья! Давайте меняться идеями!».

- Что в мире самое красивое?

- Хромосферный протуберанец.

- Самое уродливое?

- В мире все красиво!

- Какого возраста твои друзья?

- Есть и ровесники, есть и старше.

- У тебя есть в жизни цель?

- Принципиально не ставлю себе цели.

- Ну хорошо, а в чем смысл жизни?

- Чтобы сделать что-то для людей. Чтобы они говорили, что ты прожил жизнь не зря.

- Есть и другой вариант - прожить жизнь как можно интереснее.

- Смысл жизни в этом не может состоять, поскольку жизнь должна быть направлена не на себя, а на других, на человечество.

- А если бы ты оказался на необитаемом острове, где людей нет...

- Я бы создал себе человечество!

- Как?!

- Украл бы с проплывающего корабля какую-нибудь женщину. Или нашел дикарку...

- В школе тебе нравилось учиться?

- Нет!!!

- А как бы ты предложил учить школьников?

- Каждого - по способностям.

- Но любимые педагоги у тебя были?

- Да. Первая учительница Раиса Федоровна. И еще Николай Александрович из университета, который вел у нас в 45-й гимназии естественно-научный факультатив. Он очень образованный и веселый человек, который относится ко всем с уважением.

- Вступительные экзамены в университет были сложные?

- Да нет! По физике билет простой - равномерное движение по окружности, радиоактивность и задача. И еще украинский диктант.

- Саша, продолжи. Человек - это...

- (Смеется) ...звучит гордо, ...двуногое без перьев. Или существо, которое может считаться разумным, поскольку может отвечать за свои поступки.

- Ты доволен своей жизнью?

- Да!

Николай Макаровский, кандидат физико-математических наук, доцент Харьковского университета.

Я познакомился с Сашей в 45-й гимназии, где вел естественнонаучные факультативы. Мальчик сам подошел ко мне после урока и заявил, что хотел бы заниматься физикой. Сначала я прочел ему вузовский курс «Основы атомной физики». Потом он заинтересовался квантовой механикой, исследованиями оптических свойств дисперсных систем. Представьте, после школы одиннадцатилетний мальчик регулярно приходит работать на кафедру исключительно по своему желанию, из чистого любопытства.

Сейчас ему интересна наука как таковая. Ребенок играется то машинкой, то конструктором, то кубиками. А Саша увлекается то физикой твердого тела, то механикой, то биологией. При этом авторитарное управление, «обязаловку» не приемлет совершенно. Спасибо директору и педагогам сорок пятой гимназии, которые поняли и приняли колючую Сашину неординарность. Он мог, к примеру, заявить: я не пойду на этот урок, потому что мне там скучно, лучше я пойду в библиотеку.

Какой темой я его «взял» в школе? Может быть, «Привидения»? Это цикл уроков о строении атомов и электромагнитных полях. Мы с вами состоим из атомов, так начинал я урок, а вся масса атомов, заключенная в ядре, занимает примерно одну десятитысячную часть его объема. То есть, в сущности, мы пустые. Так кто мы есть? Привидения! Все необходимые научные сведения я подкреплял рассказами о шаровых молниях, гипотезами об электромагнитных формах жизни, «барабашках»… Они слушали с горящими глазами, поскольку это были не скучные сведения из параграфа, а Непознанное. И, кстати, прекрасно усваивали материал.

Саша не первый из встреченных мной одаренных ребят, хотя остальные были все-таки постарше. Я вообще думаю, что немало потенциальных исследовательских талантов пропадает без поддержки еще в детстве.

А что касается Саши... Думаю, что о его будущем загадывать рано. У него развитие личности еще далеко не закончилось.

Александр ДУСАВИЦКИЙ, профессор, доктор наук, специалист в области психологии развития.

Одаренным детям сейчас в мире уделяется огромное внимание. Проводится множество исследований, тратится масса денег на подготовку педагогов, открываются спецшколы, учреждаются фонды и программы. Цивилизованный мир осознал, что одаренный ребенок - это ценность.

Как показали исследования, важнейшим новообразованием дошкольного детства является воображение. Это одно из двух фундаментальных человеческих свойств. Второе - это мышление. Причем, по мнению психологов, развитое воображение более значимо для малышей, потому что оно отражает мир в его целостности. Все талантливые люди обладают развитым воображением. Научная гипотеза, к примеру, появляется только тогда, когда есть развитое воображение.

Вопрос в том, как именно учить детей, чтобы они раскрылись наилучшим образом? Каково должно быть содержание образования? Наши исследования показывают, что традиционная школа может дать семь вариантов развития ребенка в зависимости от того, что было до этого заложено семьей. Например, ребенок получил дома хороший интеллектуальный и нравственный заряд. Он приходит в школу с ее авторитарным типом отношений, которая не дает ему нового содержания. В этом случае школьник психологически просто выпадет из существующей системы отношений. Он становится «трудным». Учится-то он хорошо, но не придерживается, например, принятого в школе распорядка. Учителя не знают, что с ним делать. Это как раз Сашин вариант.

Если есть возможности удовлетворить свои интересы в другом месте, ребенок развивается дальше. У Саши с его «Эврикой», английским, Малой академией наук и т.д., как раз сложился один из двух возможных успешных вариантов.

Исследования показывают, что сейчас будущее человека, его личность в большой степени закладывается уже в младшем школьном возрасте, а не в подростковом, как раньше. Поэтому так важно именно в младшей школе создать условия не только для развития, но и саморазвития каждого ребенка.

P.S. После встреч и бесед с юным студентом осталось убеждение, что он и есть Норма! Может быть, норма XXI века. Не вундеркинд, а нормальный, раскрепощенный, свободный, образованный человек. И тот факт, что свое естественное право быть самим собой ему понадобилось отстаивать в постоянной борьбе, является укором для всех нас, взрослых. Поглядите вокруг, ведь этих ясноглазых маленьких пришельцев из следующего века немало среди нас.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно