Кнопка на стуле — что может быть более неприятно? И сидеть неудобно, и публично вытащить невозможно. С подобными кнопками можно сравнить реформы высшего образования. Их уже начали внедрять, а теперь важно эти начинания не утратить.
Сергея Шкарлета считают ставленником консервативного крыла ректорского корпуса. Уже стала легендой байка о том, как ректоры, собравшись у президента, предложили кандидатуру нового министра. Конечно, в самом этом факте ничего плохого нет. Но далеко не все изменения в высшем образовании хорошо воспринимаются «отцами», застрявшими в постсовке. По нашей информации, вокруг временно исполняющего обязанности министра уже сформировался маленький влиятельный круг ректоров старой закваски. Хотя, конечно, не все так просто, — есть еще довольно-таки прогрессивный состав профильного парламентского комитета, который до сих пор поддерживал изменения и который может противостоять откатам назад.
А тревожные звоночки раздаются. То министр на августовской конференции сказал, что надо бы увеличить вес школьного аттестата при поступлении (что означает уменьшить вес ВНО), но пронесло, этого пока не произошло. То вдруг заявил, что в МОН проанализируют новую формулу финансирования вузов. То вновь идут разговоры о реорганизации структуры МОН, где до сих пор много «бывших» — тех, кто работал еще с Квитом, Гриневич и Новосад.
Поэтому не помешает напомнить еще раз обо всех неудобных кнопках на стульях — изменениях в высшем образовании, которые уже на стадии внедрения, и подчеркнуть, почему важно держать руку на их пульсе. О реформах мы говорили с генеральным директором директората высшего образования и образования взрослых Олегом Шаровым. Человеком, который пришел в МОН еще с Сергеем Квитом, работал с Лилией Гриневич и Анной Новосад и участвовал в разработке многих новшеств.
— Пан Олег, кажется, зашатался один из бастионов изменений — новая формула финансирования высшего образования. В соответствии с ней вузы будут получать финансирование от государства в зависимости от результатов своей работы, а не благодаря личному обаянию руководства. В чем суть этой загадочной формулы?
— Формула должна помочь сделать распределение средств между вузами прозрачным, как и отчетность за них. Такой подход распространен в Европе и закреплен в Бюджетном кодексе Украины: распределение средств с учетом количества студентов и соотношения стоимости образовательных услуг, а также показателей образовательной, научной и международной деятельности заведения высшего образования. Внедрение финансирования университетов в соответствии с результатами деятельности независимой аналитической платформой VoxUkraine названо одной из четырех ключевых реформ правительства Гончарука.
Благодаря новой формуле все вузы находятся в одинаковых условиях, все получают финансирование в зависимости от результатов работы (в том числе и эффективности работы ректора). А если вузы будут заинтересованы в эффективной работе, в притоке поступающих, они будут искать лучших преподавателей, создавать современные образовательные программы, чтобы их выпускники ценились на рынке труда. Формула проработала всего год и требует усовершенствования, но отказ от нее может быть выгоден лишь тем руководителям вузов, которые оказывают неестественное влияние на принятие решений в министерстве.
Применение формулы уже дало возможность увеличить финансирование лидеров развития украинского высшего образования, и многие из них гордятся этим: НТУ «Днепровская политехника», НТУ «Харьковский политехнический институт», Харьковский национальный университет радиоэлектроники, Харьковский национальный университет имени Каразина, НУ «Львовская политехника», Львовский национальный университет имени Ивана Франко, Одесский национальный политехнический университет, Национальный авиационный университет, Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича, Ужгородский национальный университет, Сумской национальный аграрный университет и другие. А Национальный технический университет «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского» начал внедрение собственной формулы для распределения финансирования уже между своими подразделениями.
— Новообразованная рабочая группа при МОН, которая займется формулой финансирования вузов, обратится к еще одному новшеству, связанному с финансами, — индикативной себестоимости обучения. И это новшество прямо касается каждого абитуриента, не говоря уже о государстве, которое за свои средства должно получить качественных специалистов.
— В 2020 году впервые была внедрена индикативная себестоимость. Заведения высшего образования реально от этого выиграли. Большинство из них задействовали дополнительные средства на развитие, все усилили финансовую обеспеченность на одного студента. Конечно, кто-то больше, кто-то меньше.
Будем надеяться, что это позволило разорвать крайне угрожающую цепочку: удешевим образование за счет качества, а потом снизим требования к качеству образования за неимением средств. Вообще следует помнить некую трилемму высшего образования: все хотят иметь массовое качественное и финансово обеспеченное бюджетом высшее образование, но никому в мире не удается достичь всех трех целей одновременно.
Законов экономики тоже никто не отменял. Если существует недооцененная услуга (образовательная услуга оплачивается ниже себестоимости), то недоплата должна быть компенсирована: за счет качества полученного образования, низкой зарплаты преподавателей, а в худшем случае — коррупции.
Сейчас на общественное обсуждение вынесен проект постановления Кабинета министров Украины по усовершенствованию механизмов индикативной себестоимости. Эффективный механизм регулирования экономических отношений в образовании необходимо сохранять и развивать.
— Кстати, о контрактниках. Еще одно важное нововведение — ВНО (единый вступительный экзамен — ЕВЭ) по иностранному языку при поступлении в магистратуру. Время от времени звучат предложения об отказе от него, а еще — о поступлении в университеты выпускников колледжей без ВНО хотя бы на контракт, потому что «молодежь будет выбирать зарубежное образование».
— Самый большой выезд за границу у нас наблюдается после окончания учебы в университетах, и связан он с нехваткой рабочих мест по многим важным специальностям.
2020 год не является показательным в отношении этого, потому что коронакризис закрыл многие границы, но в последующие годы МОН рассчитывает оперативно получать информацию о трудоустройстве выпускников, в частности и для планирования государственного заказа.
Что же касается системных требований к поступающим, наподобие ЕВЭ или ВНО для выпускников колледжей, то это требования закона и здравого смысла. В Украине есть массовое и доступное высшее образование, но готовность к его получению — обычное квалификационное требование. Имитация высшего образования вредит обучению добропорядочных студентов, имиджу честных вузов и авторитету всей страны, а заработанные на этом средства быстро заканчиваются.
Внедрение единого вступительного экзамена (ЕВЭ) — это требование закона «О высшем образовании». Его вводили постепенно — начиная с 2017 года и постоянно расширяя применение. И, наконец, в 2021 году ЕВЭ должны сдавать все будущие магистры.
Тем руководителям университетов, которые мыслят категориями недополученной прибыли из-за требования ЕВЭ, можно рекомендовать поразмышлять о будущем страны с плохими специалистами, даже если они были контрактниками.
Но есть и примеры новых положительных новостей для высшего образования.
Например, Украина усилила свои позиции в Европейском пространстве высшего образования благодаря сопредседательствованию в Болонском процессе и участию в Редакционном комитете по подготовке Римского Коммюнике к Министерской конференции 19 ноября 2020 года.
Благодаря системной работе на разных уровнях в 2018–2020 годах четыре украинских университета вошли в топ-25 университетов мира в международном рейтинге U-Multirank:
— категория «Связь с профессиональной средой» — Харьковский национальный экономический университет имени Семена Кузнеца, Государственный университет «Житомирская политехника»;
— категория «Международные совместные публикации» — ГУ «Днепропетровская медицинская академия Минздрава Украины», Национальный университет «Львовская политехника»;
— категория «Совместные публикации с индустрией» — ГУ «Днепропетровская медицинская академия Минздрава Украины».
Развивается эксперимент по внедрению дуальной формы получения высшего образования. В целом о позитиве можно говорить часами.
— Как вы считаете, если начатые новшества будут продолжены, есть шанс у нашего образования стать привлекательным для студентов? Чего нам не хватает для этого?
— Изменения в образовании происходят крайне медленно. Если реформы в торговле дают первые результаты через квартал, в производстве — через год, то в образовании — через пять-десять лет. Это продолжительность циклов обучения, и большинство изменений не происходит быстрее. Именно поэтому нам важно сохранить преемственность реформ, определенный их план и видение.
Приоритетами реформ высшего образования после Революции Достоинства были определены развитие автономии вузов, обеспечение качества, интеграция в европейское образовательное пространство. В тяжелое время коронакризиса очень важно сохранить эти стратегические ориентиры, не допустить их превращения в пустые лозунги, под которыми происходят абсолютно другие процессы.