На следующей неделе Верховная Рада во втором чтении будет рассматривать законопроект "О высшем образовании". Принятие парламентом этого многострадального закона крайне необходимо для того, чтобы в системе высшего образования произошли коренные изменения, а Украина сделала уверенный шаг вперед.
Выстраданный закон
Новый закон о высшем образовании - это не точечные изменения, а системная реформа, которая прошла все этапы политического диалога, согласована со всеми заинтересованными общественными группами. Это четко выверенный проект кардинальных изменений, которых не хватает нашей стране и которые ожидает украинское общество. Этот закон буквально выстрадан просвещенцами, студенческим сообществом, энтузиастами образования и науки. Его необходимо принимать хотя бы для того, чтобы дать обществу сигнал, что мы действительно готовы к изменениям.
Вспомним, как все происходило. Новый закон о высшем образовании - результат пятилетней борьбы за европейские ценности в образовании. За это время в Верховную Раду было представлено девять проектов закона. Начиная с 2010 г., бывшее руководство Минобразования не прекращало попыток закрепить свою монопольную власть в сфере образования и науки. Для этого депутатам подсовывали новые законопроекты, расширявшие властные полномочия руководства МОН. В ответ студенты развернули т.н. антиТабачную кампанию.
В начале 2012 г. активисты добились от Кабмина создания совместной рабочей группы для разработки законопроекта. Ее возглавил академик Михаил Згуровский. Документ готовили при активном участии просвещенцев, ученых, работодателей, студентов. В его разработке принимал участие и нынешний министр образования и науки Сергей Квит. В результате получился документ с системным видением изменений, предоставляющий широкие полномочия университетам, работодателям и студентам.
Однако первым в Верховную Раду Партия регионов подала законопроект, написанный под диктовку министерского лобби (№1187). К нему были предложены два альтернативных законопроекта: оппозиционный №1187-1 от партий "Батьківщина", УДАР и "Свобода" и законопроект №1187-2 авторства группы
М.Згуровского, представленный депутатом Виктором Балогой. Оба альтернативные законопроекта имели общие идеи децентрализации, усиления университетской автономии и академической свободы.
В мае 2013 г. комитет по вопросам образования и науки решил - именно законопроект Згуровского (№1187-2) необходимо принимать за основу, поскольку он прогрессивен и в отличие от оппозиционного имеет шансы на поддержку большинства парламента.
Однако даже этот компромисс был невозможен при бывшей власти, которая руководствовалась принципом "все или ничего". Потом была Революция достоинства, начавшаяся при активном участии студентов. Ценой человеческих жизней оплачены политическая воля к реформам в стране и возможность сегодня принимать законы для будущего, в частности - этот закон о высшем образовании, закладывающий новые, действительно европейские основы функционирования украинских университетов.
Европейская реформа
У нового закона о высшем образовании - несколько стержневых идей. Первая - демонополизация управления. Вторая - автономия университета, академическая свобода преподавателя и студента. Третья - независимое оценивание качества высшего образования. Четвертая - развитие науки в университетах и базирование высшего образования на новейших научных результатах. Пятая - академическая мобильность и интеграция в европейское образовательное пространство.
8 апреля Верховная Рада поддержала эту идеологию изменений в высшем образовании, проголосовав за законопроект в первом чтении. Затем в комитет по вопросам науки и образования поступило 959 поправок народных депутатов. Как председатель комитета, не могу не отметить усердную работу всех экспертов рабочей группы, представителей академических сообществ и общественности, работавших над текстом закона.
Чем вызвана такая живая заинтересованность законопроектом? Прежде всего, этот закон затрагивает противоречивые интересы различных групп. Например, есть много ректоров, жаждущих сохранить единоличное руководство в своих университетах-вотчинах. А вот преподаватели стремятся расширить влияние коллегиальных органов управления. Работодатели требуют, чтобы преподавание в университетах осуществлялось с учетом требований рынка труда. Студенты хотят расширить свое представительство и влияние в органах управления.
Широкая дискуссия, развернувшаяся между первым и вторым чтениями, существенно дополнила законопроект.
Например, право присуждать научные степени передается от чиновников в специализированные ученые советы. Но вместе с расширением прав усиливается и ответственность. Впервые в образовательном законодательстве вводятся антиплагиатные нормы. Появляется требование еще до защиты обнародовать работу в Интернете. Если после защиты в диссертационном исследовании будет обнаружен плагиат, то председатель такого совета, а также его члены, предоставившие положительный вывод о работе, будут лишены права в течение двух лет принимать участие в работе спецсоветов. Их фамилии будут оглашаться. Это хороший предохранитель от некачественных решений.
Ученые советы смогут самостоятельно осуществлять процедуру нострификации, т.е. признавать зарубежные дипломы преподавателей, которых принимают на работу, а также студентов, которых берут на обучение. Сейчас крайне трудно привлечь к преподаванию даже лауреата Нобелевской премии, поскольку это связано с бюрократизированной длительной процедурой.
Университеты получат право размещать средства, заработанные от образовательной и научной деятельности, на счетах в государственных банках. Этими средствами они смогут распоряжаться, ибо сегодня такой возможности фактически нет.
Вместе с расширением автономии университетов вводится система независимого оценивания результатов их работы. В частности, регуляторные функции будет выполнять не министерство, а коллегиальный орган - Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. Идея заключается в том, чтобы лицензионную и аккредитационную экспертизу проводили не коррумпированные чиновники, а тщательно отобранные специалисты с безупречной репутацией, по четко определенной процедуре. Предусмотрено создание независимых учреждений для оценивания и обеспечения качества высшего образования.
Кроме того, предусмотрено расширение участия работодателей в управлении высшими учебными заведениями, формировании стандартов высшего образования, оценивании результатов обучения.
Законопроект делает нашу систему образования более узнаваемой и понятной в мировом образовательном пространстве. Вводятся признанные в мире три цикла высшего образования: бакалавр, магистр, доктор философии.
В соответствии с европейскими тенденциями уменьшается максимальная учебная нагрузка на преподавателей, что высвободит время для их научной деятельности. Студенты также получат больше возможностей для самостоятельной работы.
Предлагаются новые механизмы самоуправления в вузах. Например, предусмотрены прямые выборы ректора, в которых смогут принимать участие все члены трудового коллектива и представители студенческого самоуправления. Сегодня ректоров избирают через делегатов от трудового коллектива. Как следствие - результаты выборов часто искажаются.
Наконец, законопроект приведет к норме статус внешнего независимого оценивания. Это - одна из немногих системных реформ, которая обеспечила равенство доступа к высшему образованию, радикально уменьшив объемы вступительного взяточничества. Желая восстановить этот теневой рынок, предыдущая власть все время пыталась нивелировать значение ВНО, а то и отменить его. Лишь общественное давление не позволило дельцам от образования это сделать.
***
Украина окончательно выбрала европейский путь развития. Мы должны стать конкурентоспособными наряду с наиболее развитыми государствами. А для этого необходимо стимулировать развитие человеческого капитала - ценнейшего ресурса страны в современном мире.
Первый шаг должна сделать Верховная Рада на следующей пленарной неделе, приняв во втором чтении и в целом новый закон о высшем образовании - ключевое решение, необходимое для Украины.