КАЖДОМУ УЧЕБНИКУ — «РОДНОГО» АВТОРА

17 января, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №2, 17 января-24 января

Вовсе не случайно мы решили поговорить с заслуженным работником образования Украины Любовью ТАРАНГУЛ о достижениях и проблемах средних общеобразовательных школ национальных меньшинств...

Вовсе не случайно мы решили поговорить с заслуженным работником образования Украины Любовью ТАРАНГУЛ о достижениях и проблемах средних общеобразовательных школ национальных меньшинств. Дело в том, что опыт Черновицкой области, где Любовь Николаевна работает начальником управления образования и науки облгосадминистрации, в этом плане, пожалуй, один из наиболее показательных.

— Хотя украинцев у нас, — рассказывает Л.Тарангул, — от общего количества населения 81 процент, а всего 19% — представители других национальностей, тем не менее последних очень много — 63. Из 469 средних учебных заведений области 83 — школы с румынским языком обучения. Их посещают 23,5 тысячи ребят, что составляет 17% от общего числа наших школьников. Есть в области украиноязычные учебные заведения среднего звена, где румынский изучается как предмет, и школы, где он преподается факультативно. В одном общеобразовательном заведении в Черновцах проводят уроки иврита, есть школы, где дети учат польский. Плюс воскресные школы, где идут занятия на иврите, польском.

— Вы сказали, что в Черновицкой области живут представители 63 национальностей. В то же время, если я правильно вас поняла, в области функционируют только украиноязычные и румыноязычные школы. Есть ли у представителей других народов свои, «национальные» учебные заведения?

— Правильно, 63. Но их представители проживают не компактно. Да и с пожеланиями открыть «свою» школу не обращались. Мы же в состоянии удовлетворить образовательные потребности только компактно проживающего национального меньшинства. У нас, например, есть грузины, армяне, венгры. Все они имеют возможность изучать свой язык факультативно. Естественно, при условии наличия соответствующего преподавательского состава.

— Процесс обучения в школах нацменьшинств, безусловно, имеет свою специфику. Это, прежде всего, язык преподавания, уроки, на которых дети изучают культуру, историю своего народа. Хватает ли соответствующих учебников, довольны ли ими учителя, дети и их родители?

— Общеизвестно, что максимально эффективный процесс обучения невозможен без наличия высококвалифицированного педагога и хорошего учебника. Главная проблема, связанная с учебной литературой для нацменьшинств, — из-за очень маленьких тиражей она очень дорого обходится государству. В то же время я убеждена: учебников должно быть максимально много, они должны быть разноплановыми. Я даже склоняюсь к тому, что в одном классе для разных категорий детей (при одной, естественно, программе) могут быть разные учебники. Одному ребенку нужно пособие попроще, другому — намного сложнее и т.д.

— Это в идеале. А что имеете сегодня? Есть из чего выбирать?

— Те пособия, с которыми знакома я, весьма хорошего качества. И в плане их смысловой «начинки», и оформления, и полиграфии. Но учебники для нацменьшинств, по моему глубокому убеждению, должны писать исключительно представители их народов. Сегодня же нередко то или иное школьное пособие является просто прямым переводом на другой язык преподавания. Считаю это нецелесообразным. Ведь есть определенный код нации, ее менталитет, которые представитель другого народа не может прочувствовать и понять до конца. Поэтому и учебники, скажем, для румыноязычных школ должен писать именно румын, поскольку он мыслит несколько иными категориями, нежели украинец.

— Насколько остро в румыноязычных школах Черновицкой области стоит проблема кадрового обеспечения?

— Во всех школах области сейчас работают 17,5 тыс. педагогов, не хватает нам 65 учителей. Это сравнительно немного. Куда больше тревожит проблема недостаточно высокого уровня профессионализма педагогических работников как румыно-, так и украиноязычных школ.

— Как вы оцениваете материально-техническое состояние румыноязычных школ вашей области? Есть у них в этом плане какие-то свои, специфические проблемы?

— Специфических нет. Так же, как и во всей системе, последние лет пятнадцать их материально-техническая база почти не обновлялась. Что же касается компьютеризации, то она, понятное дело, никакого «национального уклона» не имеет, все школы области компьютеризируются на одном уровне. В то же время румыноязычным есть чем гордиться. Так, 1 сентября 2002 г. впервые открыла свои двери Красноильская гимназия, сразу же вошедшая в число лидеров среди наших средних общеобразовательных заведений.

— Кстати, а каков, на ваш взгляд, уровень общеобразовательной подготовки ребят из румыноязычных школ? Возможно, они в чем-то отстают или, наоборот, опережают своих сверстников?

— Каких-то существенных отличий я не вижу. Если проанализировать результаты олимпиад, то призы на них берут как воспитанники украино-, так и румыноязычных учебных заведений среднего звена. Для нас неважно, какой национальности ребята. Все они — наши дети, дети Украины.

— А нет ли чего-то такого в наработках румыноязычных школ, что, по вашему мнению, стоило бы внедрить в повседневную практику всех средних школ Украины?

— В Черновицкой области 27 школ нового типа — лицеев и гимназий. Среди них пять — с румынским языком обучения. Скажем, у нас есть весьма достойный румыноязычный Новоселецкий лицей, который многим и во многом может послужить примером. Там на высочайшем уровне проходит преподавание иностранных языков. Вообще дети из румыноязычных школ по сравнению с ребятами из школ «обычных» учат больше языков — два иностранных, в обязательном порядке государственный плюс румынский.

— То есть, по идее, они должны быть более образованными. Так оно и выходит?

— По крайней мере, к этому следует стремиться. И, согласитесь, не только румынским, но и всем нашим детям.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно