Поступление в вузы в Украине с 2008 года осуществляется по результатам внешнего независимого оценивания (ВНО). Активный импульс развитию системы ВНО был дан после прихода к власти Виктора Ющенко. К сожалению, вопрос, который теоретически должен был бы решаться, в основном, экспертами, стал предметом политических баталий. Так, Партия регионов вносила в парламент законопроекты об отмене ВНО, предпринимались попытки отставки министра образования Ивана Вакарчука и т.д. В программах кандидатов в президенты Юлии Тимошенко и Виктора Януковича были задекларированы диаметрально противоположные подходы к ВНО: если Тимошенко выступала за сохранение тестирования, то Янукович — за его отмену. Не будучи специалистами в образовательных технологиях, мы не ставили задачу оценить, насколько хорошо или плохо ВНО определяет знания выпускников. У сторонников и противников использования этого подхода есть свои заслуживающие внимания аргументы, которых мы касаться не будем. Нашей же целью является исследование того, насколько затронута коррупцией система отбора студентов в вузы; анализ отношения украинского общества к ВНО как к способу решения этой проблемы и оценка того, ощущает ли украинское общество необходимость преодолевать такого рода коррупцию.
Собственный опыт — лучший советчик
Мы опираемся на результаты пяти опросов, проведенных Киевским международным институтом социологии. Это три ежегодных опроса выпускников школ и их родителей, которые проводились КМИС в 2007—2009 гг. (по заказу Management Systems International (MSI) в рамках программы содействия активному участию граждан Украины в противодействии коррупции «Достойная Украина»), и два общенациональных исследования, проведенных КМИС методом интервью в марте и апреле 2010 года по собственной инициативе (данные репрезентативны для населения Украины в возрасте 18 лет и старше, погрешность выборки не превышает 3,5%, большинство различий, которые обсуждаются в статье, значимы как минимум на уровне 5%). Наши данные позволяют как оценивать отношение всех украинцев к ВНО, так и анализировать опыт и мнения целевой группы — выпускников школ, которые проходили ВНО, и их родителей, а также мнение будущей целевой группы — украинцев, у которых есть дети школьного возраста. И это очень важно.
Дело в том, что социологи собирают различного типа информацию, обладающую разной степенью субъективности. Это могут быть данные о фактах, которые не менее достоверны, чем данные государственной статистики (собственно, статистические ведомства разных стран часто получают информацию именно с помощью социологических исследований), а могут быть мнения людей по тем или иным вопросам, которые во многом определяются не собственным опытом человека, а влиянием СМИ. Например, уровень абсолютной бедности в Украине снижался довольно быстрыми темпами с 2000 года до осени 2008-го (потом, к сожалению, стал опять расти), но население продолжало считать, что уровень бедности растет, так как политики в СМИ постоянно говорили об обнищании народа. Проведенный нами анализ показал, что из приблизительно 60 исследований коррупции, проведенных в Украине, только несколько интересуются именно фактами, опытом человека, а все остальные изучают мнения. В условиях острого политического противостояния и взаимных обвинений в коррупции мнение о степени коррумпированности тех или иных социальных институтов может больше зависеть от накала политической борьбы, чем от реального состояния дел. Достоинство имеющихся у нас данных в том, что они отражают как мнения, так и факты, опыт людей, реально сталкивавшихся с ситуациями, в которых могла проявиться коррупция.
Коррупция в образовании: мнения и опыт
Наиболее коррумпированным звеном системы отбора выпускников, претендующих на получение высшего образования, украинцы считают вступительные экзамены в высшие учебные заведения. Подавляющее большинство украинцев (около 70%) полагают, что коррупция распространена при вступительных экзаменах в вуз. 44% считают, что она распространена на выпускных экзаменах в школе, и только 27% — что при прохождении ВНО. Среди родителей выпускников школы 2009 года мнение о том, что система поступления в вузы коррумпирована, распространено еще больше: так считают 78% опрошенных (в 2008 году это мнение разделяли 68%).
Насколько мнение о распространенности коррупции в системе образования соответствует действительности? Исследования, которые проводились КМИС с 2007 по 2009 год среди выпускников школ и их родителей, показывают, что мнение о коррумпированности школьных экзаменов находит мало подтверждений в опыте респондентов. Только 3% родителей выпускников сообщили, что от них требовали взятку, 2% сказали, что сами предлагали деньги или подарки, и 1% — что использовали связи и блат (даже учитывая, что ответы могут быть не вполне искренними, это очень низкие показатели, особенно в отношении требований взятки). Но исследования, которые были проведены КМИС в 2008 году среди студентов первого курса, показали, что около 20% из них сталкивались с коррупцией при поступлении. Как видно, большая реальная распространенность коррупции при поступлении в вузы приводит к еще большему распространению мнения о коррумпированности системы вступительных экзаменов. Забегая вперед, укажем, что после полноценного внедрения ВНО (в 2007 году ВНО прошли только 26% выпускников) доля тех, кто сталкивался с коррупцией при поступлении в вузы, уменьшилась.
Нужно ли бороться с коррупцией в образовании?
Очевидно, что муссирование темы коррупции СМИ и политиками внесло свою лепту в создание негативного имиджа украинской образовательной системы. Возможно, в нашем обществе сформировался замкнутый круг: население получает информацию о тотальной коррумпированности системы поступления в вузы, в результате распространено мнение, что «без блата и взятки поступить нельзя», и, как следствие, активизируется поиск коррупционных путей поступления в вузы. Обратим внимание, что постоянно растет число выпускников и родителей, которые склонны оправдывать коррупцию при поступлении, допускать ее (хотя и с разной степенью уверенности) как модель поведения для себя — в 2009 году таких было уже 37% среди выпускников и 39% среди родителей. В группах, которых это касается в первую очередь, нет единодушного мнения о неприемлемости коррупции (которое многими воспринимается как априорное). Часть общества готова жить по таким, пусть и не вполне справедливым, правилам. К чести украинцев, многие из них склонны винить в существовании коррупции именно себя: 50% выпускников и 42% родителей придерживаются мнения, что коррупция при поступлении в вузы существует из-за попыток абитуриентов и их родителей дать взятку за поступление.
Если и бороться с коррупцией, то как?
Система ВНО, направленная на борьбу с коррупцией при поступлении в вузы, по мнению выпускников и их родителей, не является лучшим из возможных способов. Предпочтение отдается более жесткому контролю за приемными комиссиями вузов (49% выпускников школ 2009 года и 45% родителей придерживаются этого мнения), тогда как переход к ВНО набрал, соответственно, 24% и 21%. Стоит отметить, что число верящих в ВНО как способ побороть коррупцию при поступлении в вузы уменьшилось в 2009 году по сравнению с 2008-м. Возможно, причина этого — сообщения в медиа о льготах как коррупционном пути поступления в вуз. Но то, что большинство верит в способ «надзирать и карать» больше, чем в изменение самой системы, заслуживает внимания и, возможно, отдельного исследования. Наши данные не дают возможности оценить степень понимания сложности этой проблемы респондентами — ведь часто усиление жесткости контроля приводит лишь к порождению новых органов, требующих своей доли коррупционного пирога, и к увеличению сумм коррупционных взносов.
Как общество относится к ВНО?
Отношение к ВНО, судя по данным наших опросов весной этого года, у украинцев в целом очень благожелательное. Респонденты согласны, что эта система имеет ряд важных качеств, необходимых для более справедливого отбора студентов в вузы. Так, 50% украинцев считают, что ВНО ставит всех в равные условия (противоположного мнения придерживаются 25%), 48% — что ВНО позволяет одаренным детям поступать в любые, даже самые престижные вузы (не согласны 25%), а 40% даже согласны с тем, что введение ВНО стало шагом к справедливости в государстве (не согласны 28%), 43% уверены, что введение ВНО снизило уровень коррупции при поступлении в вузы (28% не согласны с этим).
Нам кажется важным результатом тот факт, что опыт прохождения ВНО детьми респондента или детьми его родственников или друзей улучшает отношение к этой процедуре. Если среди всех украинцев 50% верят в то, что ВНО ставит всех в равные условия, то среди имеющих опыт — 69%; 40% всех украинцев согласны с тем, что введение ВНО стало шагом к справедливости в государстве, среди имеющих опыт — таких 59%. Среди тех, кто имеет опыт прохождения ВНО, 39% полагают, что его отмена увеличит уровень коррупции. Тех, кто придерживается мнения, что в таком случае уровень коррупции снизится, меньше — 13%. В целом большинство респондентов признает благотворное влияние ВНО на снижение уровня коррупции в образовательной системе. На вопрос, какой из способов поступления в вузы является более честным, зависящим от знаний выпускников, 41% опрошенных называет ВНО, 32% — вступительные экзамены в вузы.
Наше исследование 2009 года показывает, что доверие к внешнему независимому оцениванию растет среди выпускников: число полностью доверяющих ВНО выросло по сравнению с 2008 годом с 42% до 49%, доверяющих полностью или частично — с 79% до 83%, среди родителей полностью или частично доверяют ВНО около 80%. Отметим, что чем больше выпускники и родители информированы о ВНО, тем выше уровень доверия к процедуре. Меньше 1% выпускников, прошедших процедуру внешнего тестирования в 2009 году, столкнулись с проявлениями коррупции — вымоганием взятки, использованием родственных связей или «блата». По результатам фокус-групповых дискуссий с выпускниками, родителями, учителями школ и сотрудниками вузов можно сделать вывод, что на сегодняшнем этапе система ВНО относительно хорошо защищена от попыток жульничества. Большинство опрошенных (около 60%), которые сталкивались с процедурой ВНО, удовлетворены тем, как проходило тестирование.
ВНО как фактор «регионального раскола»
Как видно, система ВНО воспринимается украинцами как способствующая более справедливому поступлению в вузы и снижению коррупции в сфере образования. Отмечается также, что она сама довольно хорошо защищена от коррупции. Но согласны ли граждане, чтобы их дети поступали в вузы по результатам ВНО?
В мартовском и апрельском исследованиях мы задавали респондентам, у которых есть дети школьного возраста, вопрос о том, какой способ поступления в вузы они бы предпочли для своих детей. «Голоса» этой группы распределились почти пополам (с небольшим преобладанием сторонников вступительных экзаменов): 37% ратуют за ВНО, 42% — за вступительные экзамены. Такое же распределение ответов и на вопрос о том, одобряют ли украинцы введение системы ВНО: 36% на 40%.
С чем может быть связано то, что процедура, которая воспринимается как более справедливая, поддерживается далеко не всеми? Возможно, граждане верят, что процедура ВНО более свободна от коррупции, но не верят в ее эффективность для оценки знаний (27% полагают, что тестирование более качественно оценивает знания выпускников, чем обычные экзамены, 30% — что хуже)? Другим объяснением может быть уже упоминавшаяся готовность украинцев участвовать в коррупции, для того чтобы получить желаемое для своего ребенка место в университете или институте.
В вопросе о выборе способа поступления своих детей в вузы неожиданно значимым оказался региональный фактор. Удивительно, но региональный раскол в Украине существует не только по политико-идеологическим вопросам, но и в отношении такого, казалось бы, рационального вопроса, как выбор «ВНО или вступительные экзамены». Причем этот раскол поразительно сильный: в западном регионе 51% за то, чтобы их дети поступали в вузы по результатам ВНО, 31% — по результатам экзаменов; в восточном — 25%, против 69%. (Оговоримся, что выборка респондентов с детьми школьного возраста была не очень большой — 677 человек, но, скорее всего, зафиксированные тенденции будут воспроизведены и в исследовании с большим числом опрошенных.) Возможно, такие противоречия связаны с тем, что против ВНО выступала Партия регионов и Виктор Янукович, популярные на юге и востоке, и с политической кампанией, которая велась вокруг ВНО и бывшего министра образования Ивана Вакарчука.
Как дела у соседей?
Близкая к ВНО система поступления в вузы была введена в России намного раньше, чем в Украине (так называемый Единый государственный экзамен). Но если в Украине между сторонниками и противниками ВНО практически паритет, то по данным ФОМ, в России преобладают противники ЕГЭ. Интересно, что так же, как и в Украине, в России число сторонников ЕГЭ выше среди тех, кто имеет непосредственный опыт прохождения ЕГЭ. Еще более сильные различия можно наблюдать в ответах на вопрос о том, какую систему хотели бы респонденты для своих детей школьного возраста. В Украине, как мы указывали, 37% выступают за ВНО, 42% — за вступительные экзамены; в России же преимущество вступительных экзаменов намного больше — 64% на 22%. Интересно также, что украинцы разделились пополам в вопросе о том, насколько качественно ВНО может оценить уровень знаний выпускников школ, тогда как среди россиян, по данным «Левада-центра», преобладают те, кто уверен, что обычные экзамены справляются с этой задачей лучше. Также украинцы куда оптимистичнее россиян оценивают возможность систем, подобных ВНО и ЕГЭ, снизить уровень коррупции в системе образования.
* * *
В целом же украинцы воспринимают систему поступления в высшие учебные заведения как коррумпированную и как наиболее уязвимое звено выделяют приемные комиссии и вступительные экзамены в вузы. В то же время значительная часть граждан допускает для себя использование коррупционных практик при поступлении их детей в вузы. Таким образом, коррупция в образовании — это не данность, в которую попадают люди, а ситуация, во многом сконструированная самими гражданами. Украинцы видят выход из сложившейся ситуации скорее в усилении контролирующей и карающей функции государства, а не в изменении системы поступления в вузы. Что касается ВНО, то граждане рассматривают эту систему как достаточно справедливую, способную обеспечить равенство шансов при поступлении выпускников школ в вузы, отмечают ее способность снизить уровень коррупции в этой сфере. Да и сама система ВНО воспринимается украинцами как хорошо защищенная от коррупции (по крайней мере, на данном этапе).
Очень важным результатом, по нашему мнению, является то, что доверие к ВНО и положительное отношение к этой системе больше распространено среди тех, кто сталкивался с ней. В отношении вопроса, что лучше — ВНО или вступительные экзамены, украинцы делятся примерно в равных пропорциях, несмотря на то, что большинство воспринимает ВНО как справедливый, хорошо защищенный от коррупции способ поступления в вузы. Интересно также, что отношение к ВНО намного лучше в Украине, чем в соседней России, где похожая система начала вводиться раньше.
Нам представляется, что система ВНО имеет хорошие перспективы в Украине. Особенно если сторонники этого способа поступления в вузы смогут аргументированно доказать, что с помощью тестирования знания выпускников оцениваются не хуже, чем с помощью вступительных экзаменов, а общество осознает, что даже в деле получения образования конкуренция должна быть честной.