Отмечая 30-летний юбилей Независимости Украины, мы не можем не вспомнить и другой юбилей: в этом году исполняется 15 лет одной из наиболее успешных украинских реформ — внешнему независимому оцениванию (ВНО). Реформе, общественная поддержка которой растет из года в год. Никто не будет отрицать, что именно образование — качественное, доступное, справедливое и инновационное — формирует крепкий фундамент государственности.
Уже с первых лет независимости нашей страны специалисты в области образования инициировали дискуссии о том, как обеспечить прозрачное поступление в заведения высшего образования. Ни для кого не секрет, что поступление в университеты в 1990-х — начале 2000-х часто было связано с взятками: в сети и сейчас можно найти много шуток о «свиньях и курах», которыми родители платили за возможность ребенка учиться в вымечтанном вузе. Талантливые подростки из неимущих семей боялись даже мечтать об обучении в престижных университетах, зато «отцовский малиновый пиджак» становился билетом в любой вуз даже для не самых сильных поступающих.
Многим было ясно, что такая ситуация угрожала развитию страны, ставила под сомнение основополагающие принципы ее функционирования как правового государства. Именно поэтому в 2004 году Кабинет министров Украины принял постановление «Некоторые вопросы введения внешнего независимого оценивания и мониторинга качества образования», де-юре давшее старт формированию в Украине качественно новой системы внешнего независимого оценивания. Уже через два года начали функционировать украинский и региональные центры оценивания качества образования и были проведены первые внешние тестирования. Это сделало возможным активную работу отечественных управленцев, просвещенцев, специалистов по образовательному оцениванию и поддержку международных партнеров (Международного фонда «Відродження», Альянса USETI — участника Программы содействия внешнему тестированию в Украине под эгидой USAID).
Сейчас в это сложно поверить, но в первые годы существования системы ВНО многих одолевали сомнения, что она выстоит под давлением неблагоприятных обстоятельств. Были и те, кто утверждал, что ВНО не изменит ничего коренным образом, а станет еще одной цепочкой коррупционных схем. Но теперь, через 15 лет после запуска первых тестирований, сомнений в том, что ВНО — слаженный и прозрачный механизм оценивания учебных успехов соискателей образования и неотъемлемая часть повышения качества отечественного образования, нет ни у кого. В подтверждение можно привести результаты проведенного в этом году исследования Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива, Киевского международного института социологии: 71% украинцев в той или иной степени поддерживают поступление в заведения высшего образования по результатам ВНО. 74% респондентов согласились, что ВНО способствует равенству участников на этапе поступления, а 58% придерживаются мнения, что ВНО снижает уровень коррупции на этапе поступления. Конечно, споры по поводу обновления и усовершенствования внешних экзаменов есть, но никто не отрицает, что ВНО — система, которая должна существовать и развиваться.
Так что же сделано с 2006 года, что позволило ВНО состояться и продолжать качественно выполнять свою миссию?
История ВНО
В 2006 году были проведены первые тестирования, в которых участвовали около 50 тысяч человек. А уже в 2008 году ВНО стало обязательным условием для всех выпускников заведений общего среднего образования, которые собирались поступать в заведения высшего образования. С тех пор количество участников ВНО невероятно увеличилось.
В 2015 году был сделан очередной важный шаг для развития системы ВНО — расширение его функций: результаты ВНО по украинскому языку начали зачислять как результаты государственной итоговой аттестации (ГИА) для всех выпускников заведений общего среднего образования. Фактически начался переход к новой системе: теперь ВНО стало не только вступительным, но и школьным выпускным экзаменом — ГИА.
По поводу целесообразности такого шага до сих пор ведутся дискуссии, но сложно отрицать, что государство так или иначе должно владеть информацией об учебных достижениях всех соискателей образования, чтобы иметь возможность принимать обдуманные решения в области общего среднего образования, что в школе нужно учиться не только и не ради поступления в вуз, а прежде всего для того, чтобы благодаря образованию принимать полноценное участие в жизни общества и государства и самореализоваться как личность.
Таким образом, с 2018 года и по сегодняшний день ГИА в форме ВНО по нескольким ключевым учебным предметам является обязательным для всех школьников и студентов заведений профессионального (профессионально-технического) образования и высшего образования І–ІІ уровней аккредитации.
Невидимые превращения в «кухне ВНО»
Кроме этих, видимых постороннему глазу, изменений, в «кухне ВНО» не прекращались преобразования, возможно не такие заметные широкой публике. Так, за годы существования системы менялись подходы к разработке тестовых заданий, появлялись и исчезали тесты по некоторым учебным предметам, модернизировались системы защиты информации и системы коммуницирования со стейкхолдерами, разрабатывались и вводились новые модели определения результатов ВНО, расширялся перечень приспособлений для лиц с особыми образовательными нуждами и т.п. Без преувеличения можно утверждать, что именно эти постепенные изменения обеспечили определенную стабилизацию системе и придали ей институционную состоятельность и прочность, чтобы выдержать необычайные перипетии 2020-го и 2021 годов — времени пандемии COVID-19, которое стало для многих систем настоящим испытанием.
Так, с апреля по июнь 2020 года родители, выпускники и просвещенцы находились в неопределенности, состоится ли ГИА и ВНО; в сетях ширились угрожающие слухи об отмене оценивания, звучали предложения проводить тестирование на стадионах или в онлайн-режиме. Некоторые образовательные эксперты предлагали альтернативные модели проведения вступительной кампании, не понимая, что реализация их предложений неизбежно ударила бы по соискателям образования и системе образования вообще. Наконец, пандемия заставила правительство пойти на отмену обязательной ГИА в форме ВНО, однако ВНО как тестирование для лиц, планировавших поступать в вузы, было успешно проведено. Это сделала возможным мощная поддержка управленцев всех уровней, просвещенцев, а также партнеров, которые общими усилиями гарантировали безопасное проведение тестирования. Собственно, можно утверждать, что первым массовым мероприятием на территории Украины со времени начала пандемии стало именно ВНО-2020.
В этом году накануне вступительной кампании ситуация с распространением COVID-19 стремительно менялась, но приобретенный опыт давал основания с уверенностью смотреть в будущее и системно планировать проведение ВНО-2021. Украинский центр оценивания качества образования в слаженном взаимодействии со всеми причастными учреждениями выполнил все задачи по подготовке к оцениванию, так что участники вовремя получили свои результаты и вступительная кампания-2021 состоялась по плану. Почти 400 тысяч зарегистрированных участников, более 1 млн 100 тыс. проведенных тестирований — таким запомнится нам этот год.
О «славном» ВНО по математике
А еще этот год запомнится общественным резонансом, вызванным результатами тестирования по математике, а именно то, что более 30% участников оценивания не преодолели проходной порог. В связи с такой досадной статистикой логично спросить: это приговор отечественному математическому образованию или худшие (а если худшие, то насколько) результаты по математике, по сравнению с прошлогодними или, скажем, с результатами 2010 года?
На эти и другие вопросы ВНО, проводившееся в этом году только с целью поступления, ответа не даст. Чтобы получить ответ на них, нужны изменения. Нужно вводить системное независимое оценивание в течение обучения в школе, а не только в выпускном классе. И это предусмотрено в Аналитическом документе «Стратегические вопросы развития образовательных оцениваний в Украине до 2030 года», подготовленном в 2018 году экспертами под эгидой Министерства образования и науки Украины и Украинского центра оценивания качества образования и при поддержке Международного фонда «Відродження». Предложенная модель образовательных оцениваний будущего будет основываться на доверии к учебным заведениям, будет предусматривать сбор и анализ разной информации об учебных достижениях соискателей образования на всех ключевых этапах. Если такой подход будет имплементирован, мы с гордостью сможем сказать, что ВНО из инструмента борьбы с коррупцией, которым оно было сначала, в конце концов превратилось в полноценный инструмент обеспечения качества образования.
В год 30-летия Независимости нашего государства и 15-летия существования системы ВНО нам есть чем гордиться и вместе с тем есть куда развиваться ради того, чтобы очередное десятилетие стало временем сбора плодов — плодов качественного и справедливого отечественного образования!