Информационные технологии — будущее Украины

5 января, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 5 января-12 января

Вот мы и дождались прихода III тысячелетия. Каким оно будет — сейчас не скажет никто. Но абсолютно ясно, что человечество стоит на пороге совершенно иного, качественно нового миропорядка...

Вот мы и дождались прихода III тысячелетия. Каким оно будет — сейчас не скажет никто. Но абсолютно ясно, что человечество стоит на пороге совершенно иного, качественно нового миропорядка. Коммуникационные, информационные и технологические открытия, сделанные во второй половине XX века, предопределили развитие человечества в XXI веке. Собравшиеся на Окинаве в июле 2000 года лидеры «большой восьмерки» в так называемой «Окинавской хартии глобального информационного общества» заявили: «Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы».

 

Возникает вопрос о месте и роли нашего государства во всех упомянутых процессах. Экономические ниши, которые 50—100 лет тому назад занимала Украина, сейчас заняты. Возрождать в первозданном виде металлургическую, угледобывающую, химическую, легкую и пищевую промышленность бесперспективно и опасно. Такой путь будет означать только одно — напрасную трату сил и средств для достижения… миража. Вышеперечисленные отрасли промышленности должны работать прежде всего для удовлетворения национальных потребностей.

В то же время существует продукт, спрос на который всегда был и будет. Я говорю об идеях, в продуктивном смысле этого слова. Пока живо государство и люди, его населяющие, всегда будут продуцироваться идеи, которые следует трансформировать в товар. Товарную стоимость имеют только идеи, носящие прикладной характер. Причем существующие тенденции свидетельствуют о прямой взаимосвязи товарной стоимости идеи и её цены. Идея — субстанция эфемерная. Свои зримые черты она приобретает только в момент осуществления. Однако генераторы идей — вполне материальные субъекты. Производительность продуцирования ими идей находится в прямой зависимости от тех условий, в которых они живут. Именно поэтому в передовых странах Запада молодых талантливых людей «покупают» еще в школе, гарантируя им стипендии в лучших университетах и высокооплачиваемую работу после их окончания. Основная задача государства мне представляется именно в создании стимулирующей среды для интеллектуальной элиты, ибо только значительная общность людей, способных к высокоуровневой мыслительной деятельности, может обеспечить будущность Украине.

В данной статье я бы хотел остановиться только на одном из аспектов подобной деятельности — на развитии коммуникационных и информационных технологий, производстве компьютерных программных продуктов. Возможно, мои утверждения вызовут скепсис у некоторых читателей. Мотивированным ответом на него могут служить примеры Китая, Бразилии, Южной Кореи, входящих в число «передовиков Hi-Tech производства». Но ярчайшим примером государственного подхода к данной проблематике, лишенного всяких комплексов неполноценности, является Индия, занимающая первое место в мире по производству программных продуктов. Причем Индия обошла в конкурентной гонке таких «зубров», как Израиль и США. В свою очередь эти две страны стали лидерами в области программных и компьютерных технологий во многом благодаря работе в этих сферах выходцев из Украины.

Производство программного продукта, как и разработки в области телекоммуникаций, представляют собой целый микрокосм. Однако сами по себе технологические новации ничего не будут стоить или будут стоить определенный минимум, если данные общественные и производственные отношения не подвергнуты правовой регуляции. Общественные отношения, не получившие правовой регуляции, становятся объектом злоупотреблений, нарушений законности, тормозят социальный и научно-технический прогресс. Каковым же должно быть отраслевое законодательство, регулирующее правоотношения в области Hi-Tech технологий? Прежде всего, оно должно иметь протекционистский характер. При максимальной открытости границ для товарообмена идеями государству следует создать барьеры для ввоза товаров, аналоги которых производятся в Украине. Только при соблюдении этих условий заработает наша промышленность, тем самым создаст питательную среду для генерирования идей, которые в свою очередь ускорят качественную трансформацию промышленности. Несомненно, приоритетом законодательства должно быть создание экономических условий, способствующих наибольшему развитию информационных технологий. Под указанными экономическими условиями мы подразумеваем целый комплекс мер, включающих установление максимально низкой ставки налогообложения для хозяйствующих в этой области субъектов, создание технопарков, государственное обеспечение образования талантливой молодежи. Без этого Украина просто не сможет конкурировать на рынке идей.

Игнорируя объективную необходимость принятия соответствующего законодательства, Украина может оказаться на обочине мировых экономических процессов. В то время как, например, в США уже несколько лет действуют акты, регулирующие осуществление коммерческих операций с использованием Интернет (Internet Commerce (IC)), законы об электронной подписи (Digital Signature — Typical State Laws), закон об интеллектуальной собственности (Intellectual Property), акты, регулирующие обеспечение тайны переписки (Privacy (PR) и свободу слова (Freedom of Speech/Content Regulation (FS). В Украине подобные законы либо находятся в стадии проектирования, либо вообще отсутствуют. В данный момент на рассмотрение Верховной Рады Украины внесен законопроект «О телекоммуникациях». Он необходим. Однако ряд весьма спорных положений, содержащихся в нем, может, в случае его принятия в таком виде, принести Украине не столько пользу, сколько вред. Речь идет прежде всего о гарантиях сохранения конфиденциальности информации, полученной при осуществлении электронных сделок и переписки. Нельзя не учитывать интересы государства в борьбе с преступностью. Однако важно не допустить несанкционированного вмешательства государства в частную и общественную жизнь. Обществу необходим взвешенный подход, позволяющий учитывать интересы всех субъектов права.

Для осуществления первоочередной государственной правовой регуляции в сфере «высоких» технологий следует принять минимально необходимое количество законов. К ним я прежде всего отношу следующие:

· Закон «О государственной политике Украины по развитию и использованию сети Интернет», который закрепил бы правовые основы государственной политики в отношении развития и использования глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Закон должен определять принципы нормативного регулирования соответствующих общественных отношений в Украине, устанавливать общий порядок разработки, принятия и применения правовых актов, реализующих политику государства по развитию и использованию сети Интернет.

· Закон «О сделках, совершаемых при помощи электронных средств (об электронных сделках)», который необходим для обеспечения правовых условий при совершении сделок в предпринимательской деятельности с применением электронных средств (электронные сделки). Закон должен установить требования к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность с применением электронных средств, определить правила обмена электронными данными с использованием аналогов собственноручной подписи, а также признавать названные электронные данные в качестве судебных доказательств.

· Закон «О предоставлении электронных финансовых услуг», который отрегулировал бы отношения, возникающие при предоставлении банковских, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, а также иных финансовых услуг с использованием компьютерных информационных систем и других технологических средств (электронные финансовые услуги).

· Закон «Об электронно-цифровой подписи», который должен установить порядок использования электронно-цифровой подписи при совершении гражданско-правовых сделок. Этот важнейший для бизнеса закон должен урегулировать также порядок использования электронно-цифровой подписи вне сферы гражданского оборота и в иных случаях, не урегулированных действующим законодательством.

Итак, Украина может и должна включаться в процессы правовой регуляции Hi-Tech технологий. Это максимально ускорит интеграцию нашей страны в элиту мирового сообщества, стимулирует интеллектуальные ресурсы внутри Украины и, что важнее всего, привлечет в упомянутые сферы большое количество талантливой молодежи. Частный сектор играет жизненно важную роль в разработке информационных и коммуникационных сетей в информационном обществе. Однако задача создания предсказуемой, недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, лежит на законодателях и правительстве. Нам необходимо позаботиться о том, чтобы правила и процедуры, имеющие отношение к ИТ, способствовали коренным изменениям в экономике. Такие правила должны быть предсказуемыми и способствовать укреплению делового и потребительского доверия. Следуя этим принципам и исповедуя современную идеологию развития высоких технологий, группа парламентариев Верховной Рады Украины создала депутатскую группу «Нове суспільство». В обществе назрела необходимость создания альянса производителей Hi-Tech продукции и современных, трезво мыслящих политиков, осознающих истинный потенциал украинского народа.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно