Хроника одной бессмыслицы

17 августа, 17:05 Распечатать Выпуск №30, 18 августа-23 августа

Как в одном районе "опоризировали" школы.

© yamposv.jimdo.com

Из всех своих, но оплаченных нами, зарубежных странствований наши местные чиновники так и не привезли пока что самого главного — понимания того, что Европа начинается с уважения к человеку. И заканчивается там, где нарушаются права и свободы граждан… 

Попробую рассказать, как последние полгода в Ямпольском районе Виннитчины проводится "реформирование" образовательной отрасли. Изложу основные события и прокомментирую их. Надеюсь, мне хватит образовательного и экс-депутатского опыта, чтобы сделать это достаточно основательно, и выдержки, чтобы при этом не ругаться. Все мои выкладки выстраиваются на материалах документов, которые есть на сайте Ямпольского районного совета и доступны для всех…

Так вот, ямпольское самоуправление в лице районного совета, который выступает учредителем учебных заведений на территории района, после продолжительных раздумий решилось, наконец, на реформирование сети этих заведений. И пошло напролом: объявило на сессии, что будет создаваться округ, и определило конкурсную комиссию, которая должна отобрать опорные школы для этого округа. 

Что не так?

Все не так. В Европе к изменениям, затрагивающим многих людей, очень долго готовят этих самих людей: изучают их потребности, выясняют возможности, показывают преимущества, которые они будут иметь, прислушиваются к высказанным этими людьми замечаниям и предложениям, потому что первейшими союзниками изменений должны стать те, ради кого эти изменения проводятся. 

Ямпольский райсовет тоже должен был начать с такой работы, а затем постепенно перевести ее в выработку программы и уже потом взяться за поэтапную реорганизацию образовательного пространства. В каждый этап следовало вовлекать прежде всего родительскую общественность района, потому что речь шла об интересах ее и ее детей. Проще говоря, объявлением о создании округа должен был завершиться очень важный этап работы, которую райсовет не проводил. Поэтому все, что делалось дальше, пошло наперекосяк.

Что такое образовательный округ? Это, прежде всего, форма координации действий многих составляющих культурно-образовательного пространства общины, благодаря которой все эти составляющие должны очень хорошо сработать на главную цель — обеспечить каждому ребенку общины наилучший, равный со всеми другими доступ к полноценному образованию. Поэтому, когда речь идет о его создании, надо очень хорошо видеть имеющийся потенциал и спланировать, как его составляющие должны сработать на каждого ребенка общины.

Выделять в пределах округа опорные школы или не выделять, делать их гимназиями, лицеями или чем-то другим — это уже зависит от того, как основатель решил группировать имеющийся потенциал, чтобы все его преимущества были задействованы на благо каждого ребенка. Украинское законодательство, НУШ дают основателю безграничное поле для продуктивных решений.

Ямпольский райсовет в эти проблемы не вникал. Он просто составил конкурсную комиссию, в состав которой ввел девять чиновников и пять депутатов райсовета. Ни одного представителя от общественности — ни сельских голов, ни родителей, ни независимых экспертов, ни даже работников образования. Почему? Поймете позже.

Комиссии было поручено из 23 учебных заведений выбрать опорные. Претендентами могли быть все желающие, кто отвечает требованиям Положения об образовательном округе (постановление КМУ №79 от 20.01.2016 г.) и Условиям проведения конкурса по определению опорных заведений и образовательных округов (решение №209 от 15 декабря 2017 г., 19-я сессия седьмого созыва).

Желающих нашлось семь школ. Конкурсная комиссия могла "опоризировать" только пять из них, потому что по требованиям упомянутого выше положения каждая опорная школа должна иметь не меньше трех филиалов. А из 16 заведений, которые на статус опорных не претендовали, 21 филиал не сделаешь. Надо было уменьшать количество претендентов. И первой на изъятие из списка была Должоцкая школа. 

Да, это замечательное учебное заведение (современное здание, неплохое оборудование, квалифицированный коллектив), и все его ресурсы, безусловно, должны работать на детей всего округа. Но! В нем — примерно полторы сотни учеников, а положение требует, чтобы их было не меньше 200. И это не прихоть: наполняемость классов — предпосылка для полноценного внедрения допрофильной подготовки и профильного обучения. А здесь количество детей будет только уменьшаться.

довжоцька школа
dowjok2.e-schools.info
Должоцкая школа

Что делает конкурсная комиссия? Идет на первое нарушение требований положения: чтобы не задеть Должоцкую школу, она предоставляет статус опорных… всем претендентам. Это сразу служит причиной второго нарушения: пять из семи "желающих" получают по два, а не по три (в соответствии с положением) филиала. То есть тем самым практически теряют право на какую-либо опорность. 

Причем в тех, кого назначили "жертвами", то есть филиалами, никто не спрашивает, нужны ли им в качестве опорных именно те школы, к которым их прикрепили. В результате складывается абсурдная картина: не опорные школы должны работать на детей, которые придут к ним из филиалов, а эти дети — на опорные школы! Это переворачивает с ног на голову все украинское законодательство, начиная с Конституции: право человека на выбор не просто попирается — под его видом вводится повинность! "Крепостное образовательное право", по которому дети, родители и работники школ-филиалов становятся фактически рабами опорных учебных заведений и учредителя, который чихать хотел на законы. Гарантированное же Законом Украины "Об образовании" право на выбор родителями учебного заведения (ст. 13) ликвидируется решениями созданной органом местного самоуправления конкурсной комиссии. Как вам это?

Сессия районного совета единогласно благословляет и все нарушения, и "крепостное право". И когда позже группа граждан из Качковки (около семисот человек) просит сессию пересмотреть это решение, чтобы не нарушать прав их детей, а дать им возможность ездить на дальнейшее обучение в Ямполь (туда и дорога более безопасная, и там есть три разнопрофильных, а также спортивная и музыкальная школы, Дом творчества — все преимущества округа), а не в Должок (там все то же самое, что и в Качковке), их обращение даже на рассмотрение не выносят. Его с 10 апреля таскали по кабинетам, пока 30 мая постоянная комиссия в присутствии всего причастного к описанным "чудесам" районного начальства не накладывает на него резолюцию: "Информацию принять к сведению". Кем надо быть, чтобы так реагировать на обращение семи сотен граждан?

11 апреля сессия районного совета совершает  самое  главное действие, ради которого, очевидно, делалось и все остальное: она перераспределяет между субъектами округа "остаток средств", который к началу года "сложился" из… образовательной субвенции. "Остаток" немалый — более 18 млн гривен. Если принять во внимание, что на все образовательные потребности в 2017-м было выделено почти 89 млн грн (решение 10-й сессии седьмого созыва), то это огромные средства. Откуда они взялись? Сэкономили. А как может учредитель экономить на тех, кому хронически не хватает денег на самые главные потребности? Не знаю. Знаю только, что получается, будто на каждом ученике (в 2017-м у нас было "подушное" финансирование) "сэкономили" не менее 5 тыс. гривен. Значит, моей родной школе недодали полмиллиона, а ямпольской первой — более 2 млн гривен.

И что теперь? Теперь "остаток" перераспределяют (решение №262 от 11 апреля). Качковскому ученику "возвращают" две тысячи из пяти "сэкономленных" на нем, а ямпольському из первой школы — только тысячу. О ратушанском вообще забыли. Зато должоцкий получает… 18 тыс., клембовский — более девяти… Кстати, еще не факт, что на тех, кому пообещали по одной-две тысячи на ученика, снова не "сэкономят", чтобы позже еще раз докормить "своих".

Исследуя все эти действия, я обнаружил закономерность: "иерархический" реестр районного начальства и реестр школ по количеству средств, полученных ими из "остатка", совпадают один в один. Не верите? Проверьте, решение сессии доступное всем, привязка районного начальства к определенным общинам — тоже не тайна.

Подытожим. Что получил район вследствие "опоризации"?

1. Имеем сформированный с нарушением действующего законодательства округ, который по сути округом не является, потому что не способен и не будет выполнять прописанных в соответствующем положении КМУ задач.

2. Семь однопрофильных опорных школ, пять из которых не отвечают своему статусу даже формально, а все совокупно — реально.

3. Учеников выпускных (одиннадцатых) классов школ-филиалов, которые должны влиться в выпускные классы школ опорных. Минимум полгода (если не весь год) они будут приспосабливаться к новым условиям, в самое важное для дальнейшей их жизни время будут чувствовать себя дискомфортно и все силы будут тратить на приноравливание, а не на подготовку к ВНО и поступлению.

4. Ученики десятых классов вместо обещанной МОНУ возможности выбрать профиль и учиться по нему получают "крепостное право", по которому должны дальше учиться лишь в назначенной для них опорной школе и лишь по профилю, который им эта школа предложит. В случае выбора другого заведения доезд к нему и остальное — забота родителей.

5. Допрофильная подготовка — те же проблемы, но уже для учеников девятых классов. Единственная их нормальная реакция — проголосовать ногами (что они уже сделали и в этом году) и податься за пределы района (это, между прочим, и рабочие места в депрессивном районе, где их и так мало).

6. Все учебные заведения района сделали одинаковый вклад в формирование "остатка" субвенции-2017, но из-за перераспределения этого остатка ограбили и без того бедные школы в пользу "своих". Кроме того, как мне удалось выяснить, "своих" постоянно финансируют лучше и через многие другие каналы (решения сессий — там же, в открытом доступе).

Словом, имеем "торжество" гарантированного Законом Украины "Об образовании" принципа "каждому украинскому ребенку — одинаково равный доступ к полноценному образованию". С чем я и поздравляю всех ямпольцев — по вине их соответствующей гражданской позиции такие действия самоуправления становятся возможными. Между прочим, не только в образовательной сфере… Но о том пусть уже другие пишут.

Поздравляю и правительство, и МОН, решениями которых так просто, оказывается, может манипулировать орган самоуправления районного уровня. И манипулировать до полного искажения их сути, оправдывая свои действия привычным уже: "Ну это же в Киеве такие бесполезные реформаторы сидят".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно