На днях сын-первоклассник принес небольшую анкету для родителей, в которой предлагалось ответить на один-единственный вопрос: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок в следующем году изучал курс «Христианская этика в украинской культуре»? Считая, что столь философский предмет лучше осваивать хотя бы в средней школе, ответила отрицательно. Но затем появилась информация, что дети все-таки будут изучать в школе христианскую этику — раз в неделю вместо урока иностранного языка. Чтобы внести ясность в вопрос, интересующий многих родителей, обратилась к руководителю столичного управления образования и науки Лилии ГРИНЕВИЧ.
— На самом деле все совершенно не так, — рассказала Лилия Михайловна. — Курс «Христианская этика в украинской культуре» изучается по выбору и на дополнительных уроках либо кружках. Согласно законодательству и учебным планам, в начальной школе существуют определенные ограничения по количеству учебных часов, в течение которых ребенок может осваивать школьную программу — как основных, так и дополнительных. В первом классе дети, помимо основных уроков, могут по выбору изучать еще два предмета — по одному уроку в неделю. Как правило, используют их для обучения детей иностранному языку (в общеобразовательных школах он в первом классе в качестве обязательного предмета не предусмотрен) и информатике.
Конечно, далеко не все школы полностью используют эти дополнительные часы, и тогда появляется возможность изучать христианскую этику. Но если все часы использованы, то родители оказываются перед выбором: от какого предмета отказаться. Хочу подчеркнуть, что именно родители принимают решение о том, изучать ли детям христианскую этику и использовать дополнительный час в неделю на этот предмет или, например, на информатику.
Есть еще одна категория школ, где этот курс невозможно ввести в первом классе за счет дополнительных часов — школы с углубленным изучением иностранных языков. Здесь по желанию родителей данный предмет можно изучать после обеденного перерыва, скажем, на занятиях в кружке.
— Зачем вообще вводить курс христианской этики с первого класса, если так сложно найти для него время?
— Мы абсолютно уверены, что чем раньше начать говорить с ребенком о базовых ценностях, тем раньше он их осмыслит и примет. Поэтому очень важно не пропустить этап начальной школы. Мы не можем сегодня защитить ребенка от всех тех соблазнов и негатива, который он видит по телевизору, в компьютерных играх и в жизни. Но мы можем дать ему опору в виде духовных ценностей. Именно с этой целью в Киеве разрабатывается и внедряется курс «Христианская этика в украинской культуре». Курс полностью светский, не религиозный. Сейчас он преподается первоклассникам лишь в 106 столичных школах обычными учителями — не священниками. В остальных школах его будут изучать только с согласия родителей.
Многие из них, непосредственно ознакомившись с курсом, убеждаются в его светскости и культурологической направленности. К примеру, когда мы рассказываем детям о каких-то конкретных праздниках, скажем, Рождестве или Крещении, то показываем именно народные традиции украинской культуры, а не церковные обряды.
…Яркий красочный учебник действительно нисколько не напоминает Библию. Без всякого нравоучения, легко и интересно в его текстах рассказывается о добре, о том, как оно побеждает зло, о милосердии, хороших и плохих привычках. Примерами служат как истории об обычных мальчиках и девочках, так и рассказы о христианских святых (например, Святом Николае), библейские притчи (как, скажем, адаптированная притча о блудном сыне). Предусмотрена и тетрадь для ученика, в которой задания соответствуют возрастному восприятию детей.
Для облегчения восприятия авторы курса предлагают к каждому уроку музыкальное сопровождение — для этого в комплект к учебнику и рабочей тетради предлагается компакт-диск. Учитель, знакомя детей с понятием добра, показывая связь добра и красоты, в качестве подтверждения своих слов может дать первоклашкам прослушать отрывок из сюиты Грига «Пер Гюнт» и песенку на слова Юрия Энтина из мультфильма «Дорогой добра». Рассказ о грехе, наносящем вред не только самому человеку, но и его близким и даже окружающей среде, сопровождает песенка на музыку О.Вардулиной «Медвежонок заболел», о послушании и непослушании — «Колыбельная» Р.Глиэра, о необходимости преодолевать трудности — украинские народные песни «Ой, літає соколонько» и «Грицю, Грицю до роботи».
Неудивительно, что родители, дети которых уже изучают этот курс, относятся к нему весьма положительно. Вот результаты анкетирования, проведенного среди пяти школ Голосеевского района столицы. Из 112 человек, заполнивших анкету, 97% активно поддерживают изучение детьми христианской этики, а оставшиеся три — просто положительно относятся к данному процессу. При этом 70% убеждены, что их дети полностью готовы к восприятию предмета, а 30% полагают, что малышам все-таки требуется дополнительная подготовка. Практически все удовлетворены уровнем преподавания курса и его методическим обеспечением.
Тем не менее вопросы остаются. К примеру, методического характера, на что в свое время указывал и министр образования и науки Станислав Николаенко. В учебнике с самого первого урока детям (первоклашкам!) предлагается изучать довольно объемные тексты. По словам Лилии Михайловны, в первом классе, в основном, читать будет учительница. Есть вопросы к подготовке учителей, методике преподавания — ведь курс новый, а учитель здесь должен не только излагать прописные истины и проверять усвоенное, но и стимулировать малышей к самостоятельному мышлению, самим быть немножко философами.
— Для учителей разработано специальное методическое пособие по преподаванию курса, — продолжает Лилия Гриневич, — в котором описаны основные этапы каждого урока. Кроме того, все преподаватели начальных классов могут во внерабочее время пройти в Киевском педагогическом университете им. Б.Гринченко курсы по подготовке к обучению этому предмету.
— Вопросы, связанные с преподавателями, наиболее проблемные. Ведь учитель должен не только уметь рассказать о нравственных нормах, сам их придерживаться, но и, что наиболее сложно сегодня, жестко требовать их соблюдения детьми — иначе те «пройдут» его и забудут. Проблемы могут возникнуть и по части технического оснащения школ — далеко не в каждой из них в первых классах стоят проигрыватели, необходимые для музыкального сопровождения курса.
— Во всех столичных школах есть такие возможности — если не в классе, то в кабинете музыки или актовом зале обязательно должен быть проигрыватель. Но музыка в данном случае — не главное: более важно содержание и умение учителя донести его до ученика начальной школы.
В числе обязательных предметов первоклашки изучают курсы «Я и Украина» и «Основы здоровья». В них в том числе излагаются основы этики. Может, таким маленьким детям этого достаточно?
— Действительно, названные курсы содержат элементы этики, но в очень ограниченном количестве — ведь необходимо дать знания непосредственно по предмету.
— А что будет с курсом этики, который дети начинают изучать в пятом классе?
— Он останется. «Христианская этика в украинской культуре» разработана для начальной школы. Для средней и старшей существуют отдельные курсы этики, утвержденные Министерством образования и науки. На наш взгляд, повторюсь, во все возрастающем потоке информации, который обрушивается на ребенка с ранних лет, начинать говорить об основных нравственных ценностях нужно как можно раньше — в пятом классе это уже слишком поздно.