ГРАМОТНОСТЬЮ — ПО ДЕТОРОЖДЕНИЮ

4 мая, 2001, 00:00 Распечатать

О том, что с повышением уровня грамотности населения резко падает уровень рождаемости, демографы говорят уже давно...

О том, что с повышением уровня грамотности населения резко падает уровень рождаемости, демографы говорят уже давно. Однако именно статистические данные по Индии, полученные за последние десятилетия, являются наиболее наглядным подтверждением существования подобной зависимости. С 1991 по 2001 год в этой стране зарегистрирован прирост населения на 21,3 процента, в результате чего численность населения превысила один миллиард 27 миллионов человек. Такие темпы роста оказались на два процента ниже характерных для Индии десятилетней давности. При этом уровень грамотности с 1991-го повысился с 52,2 процента до 65,4 и количество неграмотных впервые с 1947 г. (год приобретения Индией независимости) сократилось, причем весьма значительно, — с 328 миллионов до 296 миллионов. Значительно упал и процент населения, живущего за чертой бедности (то есть на сумму, меньшую одного доллара в день) — с 36 до 26 процентов.

Еще более наглядно связь между уровнем образованности и рождаемостью видна при сравнении демографической ситуации в отдельных индийских штатах. Так, например, в южном штате Керала, где 93 процента населения умеют читать и писать, темпы прироста населения за минувшую десятилетие составили всего лишь 9,4 процента. А в штате Бихар (уровень грамотности ниже 47 процентов) темпы прироста превышают 25 процентов.

Похоже, прогнозы экспертов относительно того, что население Индии в ближайшее время по численности обгонит население Китая (с его нынешними 1,265 миллиарда), могут и не оправдаться. А ведь в свое время правительство Индиры Ганди, напуганное именно такими прогнозами, попыталось в 1975—1977 годах ввести режим массовой стерилизации. Программа оказалась столь же малоэффективной и столь же недемократичной, как и политика «однодетной семьи», насильственно внедренная в Китае двадцать лет тому назад. Практика Индии показывает: гораздо гуманнее и эффективнее направлять основные усилия и средства именно на повышение уровня образованности населения, в первую очередь женского. Тем не менее на государственном уровне эта проблема связана с определенными перекосами. Ведь наибольшими преимуществами при распределении финансирования пользуются наименее обеспеченные и образованные и наиболее густонаселенные штаты. В такой ситуации не все заинтересованы в том, чтобы приобретать грамотность и лишаться повода для получения хоть и скудных, но все же гарантированных субсидий.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно