Академия педагогических наук подвела итоги своей научной деятельности за прошедший год и наметила задачи на ближайшую перспективу. Казалось бы, это событие сугубо отраслевого масштаба, подобные ежегодные собрания (уж заседать-то мы привычны!) проходят во всех академиях и научных учреждениях. Однако проблемы, над которыми работает АПН, сегодня волнуют не только педагогов, но и в разной степени каждого гражданина Украины. Это в первую очередь переход к 12-летней общеобразовательной школе, обеспечение учебниками, информатизация образования, внедрение инновационных технологий в педагогическую теорию и практику, новые критерии измерения и оценивания знаний, развитие высшей школы, ее вхождение в мировое образовательное пространство.
О роли образования в развитии общества, особенно в нашу информационную эпоху, много говорить не приходится. В развитых странах разрабатываются и успешно внедряются образовательные проекты и системы, спроецированные в будущее. Наше будущее смотрит на нас сегодня преимущественно глазами постсоветской школы, где многие учащиеся не только компьютера вблизи не видели, но даже учебник имеют один на троих. Разрыв в уровне подготовки между городской и сельской школой продолжает увеличиваться. И это не может не беспокоить представителей сферы образования. В то же время в разных концах страны рождаются образовательные заведения нового типа, авторские школы, которые способны дать фору столичным элитным гимназиям и лицеям. Слава Богу, земля наша всегда славилась педагогическими талантами! И сегодня за опытом к нам не устают приезжать иностранцы. Примечательно, что в большом собрании АПН принимали участие зарубежные специалисты и гости.
АПН В ЦИФРОВОМ ВЫРАЖЕНИИ
Академия педагогических наук Украины как высшее отраслевое государственное научное учреждение создана в 1992 году. Общая численность членов академии 129 человек, из них 47 действительных членов и 82 члена-корреспондента. В составе АПН пять отделений, 11 институтов, 7 центров, Педагогический музей Украины, экспериментальная база, Государственная научно- педагогическая библиотека Украины. В научных учреждениях академии работает 1087 чел., из них 92 доктора и 347 кандидатов наук. АПН является главным организационно-координационным центром научной работы в области педагогики, психологии, образовательных методик и создания программ, учебников и методических пособий для учебных заведений всех уровней.
Научную продукцию академии в прошлом году составляли 32 монографии, 119 учебников и учебных пособий, 67 методических пособий, 53 программы и концепции, несколько сборников научных трудов. Приоритетные направления научных поисков: вопросы теории и истории педагогики, исследования комплекса дидактических и методических проблем современной украинской общеобразовательной школы, апробация новых педагогических и методических систем, создание и апробация современных моделей общеобразовательных учебных заведений и учебных технологий, педагогика и психология высшей школы и т. д.
Ознакомившись с новой научной продукцией АПН, занявшей большой выставочный стенд в фойе Института педагогики, стало даже обидно за порой несправедливые обвинения в адрес ученых- педагогов, которые время от времени приходится слышать. Особенно же им достается за нехватку учебников в школах. Вот и на этом собрании прозвучал упрек в адрес АПН, мол, много дискутировали, устраивали конкурсы, создавали варианты учебной литературы… А нужно ли все это, если на девятом году независимости имеем абсолютно ненормальную ситуацию с обеспечением образовательных заведений учебниками? Упрек вроде бы резонный. Но в то же время не совсем справедливый. Разве плохо, что сегодня имеется выбор учебной литературы (за годы независимости создано более 500 названий новых и усовершенствованных учебников и учебных пособий)? А ведь раньше об альтернативности и свободе выбора могли только мечтать. Вопросы же издания учебников массовыми тиражами находятся вне компетенции ученых.
ОРИЕНТИР — ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Академия педнаук наконец получила возможность повернуться лицом к ребенку. Вполне нормальному, а не только с врожденными дефектами.
Сегодня инновационные поиски в области дидактики всех видов школ направлены на отработку новых моделей учебных общеобразовательных заведений, содержания образования, учебных технологий. В педагогической среде, и это отрадно, сейчас новая мода. В наше время стричь всех под одну гребенку, как то практиковалось обычно в советской школе, считается неприемлемым. Сегодня на слуху индивидуально (личностно) ориентированная система обучения и воспитания. По такой системе работает известная в стране авторская школа Н. Гузика (Одесская обл.). Разрабатывается технология развивающего обучения младших школьников на основе целостного подхода к учебной деятельности (А. Савченко). Активизировалась работа по интеграции содержания школьного образования. С целью расширения таких исследований и организации массовой апробации разрабатываемых технологий и их внедрения в образовательную практику создан академический научно-методический Центр интеграции содержания образования (г. Полтава).
И все-таки проблемой номер один для работников сферы образования сегодня является переход к 12-летней общеобразовательной школе. В связи с этим ученых-педагогов беспокоят не столько научно-методическое обеспечение этого процесса, сколько вопросы социально-экономического характера. Трудности, которые переживает страна, опасаются они, тяжким бременем лягут на плечи школьной реформы. В целом же переход к обучению с 6-летнего возраста для нас не является невесть каким новшеством, началом с нуля. Еще в начале 80-х институт педагогики проводил широкомасштабный эксперимент (в четырех районах в разных концах Украины) по обучению с 6- летнего возраста в условиях школы либо детского сада. В процессе экспериментального обучения были созданы не только программы, но и методическое обеспечение учебных дисциплин. Поэтому, как считает ученый секретарь АПН Украины Н. Вашуленко, «в этом плане у нас проблем быть не должно. Мы переосмысливаем наши наработки в контексте современных достижений — и педагогической науки, и психологии, и новых учебных технологий. Уже подготовлен базовый учебный план и мы готовы к тому, чтобы в следующем году приступить к реализации этой задачи».
Еще одна важнейшая проблема сегодняшней школы — компьютеризация. По мнению члена- корреспондента АПН, народного депутата Украины Г. Филипчука, информатизация общества должна осуществляться через образование. Пока процессы информатизации у нас осуществляются на уровне самой верхней пирамиды — в правительственных и управленческих структурах, в банковско- финансовой сфере. А начинать нужно со школы. Принята общая программа компьютеризации общества, в которой, к сожалению, средства на школу не предусмотрены отдельной строкой. Особенно остра проблема компьютеризации в сельской школе. То же самое можно сказать и по поводу изучения иностранных языков.
ПРАЗДНИК НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ УЛИЦЕ. А В ШКОЛЕ?
Этого нельзя не заметить — в последнее время в нашей педагогической науке повеяло свежим ветром. Активно развиваются новые направления исследований, в частности, в области сравнительной педагогики (компаративистики). Значительно увеличилось количество аспирантов, а значит, возрос интерес молодежи к этой сфере научной деятельности. Углубляются процессы интеграции образования Украины в европейское образовательное пространство, укрепляются международные научные связи.
Заметные преобразования произошли в самой АПН — неэффективные структуры были упразднены, вместо них, в соответствии с требованием времени, созданы новые. Так, например, в прошлом году состоялось становление Института высшего образования, который возглавил член-корр. АПН Виктор Андрущенко. Этот институт (его штат — всего несколько десятков докторов и кандидатов наук) призван обеспечить качественные и своевременные исследования актуальных проблем современной теории и практики высшей школы. В прошлом году в академии создан международный отдел, которому вверен выход АПН в международное научно-педагогическое пространство, установление утерянных связей между украинскими и зарубежными научными учреждениями.
С приходом нового энергичного руководства в АПН, как отмечают многие, произошли значительные перемены, заметно оживилась ее работа. А то, что президент АПН академик В. Кремень занимает сегодня еще и должность министра образования и науки, — педагоги считают такое сочетание очень гармоничным, — пойдет только на пользу делу. Раньше, вспоминают они, интегрирование деятельности Академии педнаук и Минобразования представляло неразрешимую проблему.
В последнее время институты АПН получили собственные помещения, пусть не хоромы, но работать вполне можно. В конце прошлого года открылась долгожданная Государственная научно- педагогическая библиотека Украины, по уникальности изданий ей нет равных в Европе. Комплекс зданий на улице Артема, входящих в структуру АПН, напоминает сегодня академический мини- городок, где царит особая атмосфера, пронизанная идеями наших великих педагогов А. Макаренко, К. Ушинского, Г. Ващенко, В. Сухомлинского. Сюда, чтобы почерпнуть из их великого наследия (которого, к сожалению, наша практическая педагогика толком-то и не знает, а порой просто пренебрегает, слепо копируя западные образовательные модели), часто приезжают гости из далекого зарубежья. Идеи Сухомлинского и Макаренко получили популярность в школах Китая, там широко внедряется в педагогическую практику все то, что направлено на формирование личности. А какие идейно-нравственные источники питают сегодня нашу массовую школу?