«Этого еще никто не делал — мы сделаем!»

9 июля, 2010, 14:34 Распечатать

Индустрия здорового питания в Украине только зарождается. Становление и развитие этого нового и, ...

Индустрия здорового питания в Украине только зарождается. Становление и развитие этого нового и, бесспорно, перспективного направления пищевой промышленности нуждается в подготовке специалистов, которые отвечали бы требованиям времени.

Перед будущими выпускниками стоят новые задачи: успешное продвижение пищевых технологий на нынешнем этапе развития общества тесно связано с другими дисциплинами, особенно с химией, физикой, биологией, физиологией, нутрициологией. Эта взаимосвязь порождает новые пограничные науки в области знаний о человеке, о и сохранении его здоровья и увеличении продолжительности жизни. Такой, например, является новая пограничная наука — фармаконутрициология, которая соединила в себе современные знания о человеке, его пищевых потребностях и эффективных способах производства пищевых продуктов нового поколения, соответствующих формуле здорового питания третьего тысячелетия. При подготовке специалистов-технологов в нашем университете этой науке уделяется особенно большое внимание.

Выдающиеся отечественные и зарубежные ученые пришли к выводу, что роль основных компонентов пищевых продуктов, учитывая новые данные о механизмах их лечебного и профилактического действия, нужно рассматривать с позиций биологически значимого влияния пищевых элементов на ход обменных процессов как в здоровом, так и в больном организме. И потому на стыке фармакологии и диетологии появилось новое направление медицины — микронутриентология, одной из важнейших задач которой стало обоснование, создание и профилактическое использование микронутриентов различной природы и строения.

Все эти новые данные о роли пищевых компонентов в жизнедеятельности живого организма, использование натуральных составов для профилактики многих заболеваний и повышения эффективности лечения ими можно назвать важной степенью эволюции взглядов общества на здоровье человека и пути его сохранения.

Одним из таких путей, определяющих важнейшую задачу пищевой промышленности, является создание пищевых продуктов нового поколения на основе принципов здорового питания для населения разных социальных групп, прежде всего — продуктов с заранее определенным составом и повышенной биологической ценностью как для повседневного потребления, так и для профилактики и лечения болезней.

Для успешного продвижения по этому пути очень важное значение приобретает постоянный, системный научный поиск, а все дисциплины в университете — и технические, и гуманитарные — должны выполнять две стержневые функции: исследовательскую и интеллектуальную.

Как заметил известный английский мыслитель А.Тойнби, научный поиск похож на самолет с реактивным двигателем. Импульсы, которые получает ум исследователя в процессе научного познания, способствуют возникновению собственного импульса, что, в свою очередь, приводит к переходу от пассивной формы мировосприятия к активной, к творческому пробуждению познавательного интереса. И вполне закономерно, что важным направлением подготовки специалистов в университете в контексте стратегических задач Болонского процесса является глубокое овладение знаниями на основе внедрения новых технологий обучения.

Сегодня преподаватель нашего университета — не только блестящий методист, но и авторитетный исследователь, постоянно привлекающий к научному поиску студентов, оперативно внедряющий в учебный процесс новейшие достижения отечественной и зарубежной науки.

При подготовке будущих специалистов их ориентируют на то, что пищевое производство — венец деятельности специалистов многих профессий. А последовательность создания нового продукта такая: сначала исследователь изучает процесс создания нового пищевого продукта в лаборатории. Он исследует многочисленные химические реакции, которые происходят на разных этапах получения готового продукта, качественный и количественный состав исходного сырья, промежуточных и конечных продуктов; определяет оптимальные значения режимных параметров; создает математические модели исследуемых процессов. Все эти составляющие — суть научно-исследовательских работ, которые студенты университета начинают выполнять с третьего курса.

Наличие в НУПТ достаточного количества кадров высшей квалификации (докторов и кандидатов наук) гуманитарного направления позволяет будущим технологам получить необходимые знания по истории Украины, культурологии, украинскому языку профессионального направления, политологии, философии и т.д. В результате такой подготовки специалист по проблемам питания, в том числе оздоровительного, становится и технологом, и специалистом по физико-химическим методам анализа, и специалистом по математической статистике. Это специалист, осведомленный в гуманитарных аспектах и этических проблемах как своего профиля, так и общечеловеческих.

Специалисты третьего тысячелетия должны иметь глубокие общеинженерные, специальные и гуманитарные знания. При этом лишь знание фактов, то есть использование мозга преимущественно как накопителя информации, постепенно утрачивает свое значение. Такую функцию вполне может взять на себя ПЭВМ, которая сделает это намного лучше. Здесь уместно вспомнить высказывание английского философа Ф.Бэкона (1561—1626): «Те, кто занимался науками, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Догматики же в чрезмерном уповании на роль разума очень походят на пауков, из самих себя ткущих паутину. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению».

Аккумулирование знаний в области химии и технологии, которое наблюдается сейчас, во много раз превышает возможности прироста рецептивного восприятия знаний отдельной личностью. Поэтому, изучая химию и пищевые технологии, независимо от того, на каком уровне это осуществляется, нельзя ограничиваться лишь заучиванием фактического материала. Основная современная тенденция обучения студентов заключается в формировании способностей и умения мыслить. Большие надежды, которые наше общество возлагает на продукцию новых пищевых технологий как основу здоровья, могут оправдаться лишь тогда, когда на этом направлении будут работать специалисты нового типа.

Что же должен уметь технолог по конструированию и производству пищевых продуктов нового поколения? Прежде всего — оптимально координировать знания о технологии, процессах и аппаратах, позволяющих реализовать эту технологию. Технолог должен уметь комбинировать теоретические и практические знания, объединять их с экспериментальной работой, исследованием новых технологий в лабораторных условиях, во время прохождения практики и на опытно-промышленном производстве.

Таким образом, главная цель обучения студентов в университете — сформировать их научное и технологическое мышление и научить работать, создать у студентов творческий потенциал.

На сегодняшний день университет — единственное в Украине техническое высшее учебное заведение — осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов различных квалификационных уровней (от младшего специалиста до магистра) по 32 специальностям и 30 специализациям 17 направлений по 11 отраслям знаний для пищевой, мясо-молочной, фармацевтической и других отраслей промышленности.

Университет придает большое значение подготовке специалистов как по традиционным специальностям, так и по новым. Так, в 1999 году впервые в Украине была открыта новая специальность «Технология пищевых продуктов оздоровительного и профилактического назначения». Идея открытия этой специальности состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов нового поколения в области оздоровительного питания на основе объединения важнейших достижений современной пищевой промышленности и медицины, а также с учетом культуры питания и традиций украинского народа. В 2002 году в университете открыта специальность «Технология питания». Студенты этой специальности изучают вопрос реализации и гармонизации требований к качеству и безопасности пищевых продуктов с учетом национальных особенностей украинской кухни. С 2007 года в университете начата подготовка по специальности «Гостинично-ресторанное дело» — для обеспечения современного гостинично-ресторанного бизнеса как важной составляющей сферы гостеприимства, которая развивается быстрыми темпами и достигает мирового уровня.

В текущем году НУПТ объявил набор студентов по специализации «Технология питьевой воды и водоподготовки для пищевых производств». Качество готовой продукции в значительной степени определяется качеством воды, используемой в технологическом процессе. В связи с этим разработка технологий питьевой воды и воды для пищевых производств и доведение качества воды до необходимых стандартов стали фундаментальной потребностью. Будущие специалисты по этой специализации получат основательные знания по дисциплинам естественно-научного цикла, прежде всего по физической химии, коллоидной химии, физикохимии поверхностных явлений, биохимии, микробиологии.

Новая специализация является логическим развитием подготовки высококвалифицированных специалистов по направлению «Пищевые технологии и инженерия». Приобретенные студентами знания позволят выпускникам работать на предприятиях пищевой отрасли, водоочистительных станциях, в лабораториях качества питьевой воды, научно-исследовательских институтах и коммерческих структурах, связанных с подготовкой питьевой воды.

Государство имеет все основания ожидать от выпускников университета фундаментальных знаний и творческой фантазии, инициативности и настойчивости в преодолении производственных трудностей, педантичной точности и способности к разумному риску, активного подхода к решению проблем питания в интересах общества. И недаром лозунгом наших выпускников является выражение: «Этого еще никто не делал — мы сделаем!»

И тогда путь в третьем тысячелетии будет успешным и для тех, кто производит пищевые продукты, и для тех, кто их потребляет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно