Реформа школьной системы питания давно назрела. Дети проводят в школе даже больше времени, чем дома. Поэтому важно, чтобы на переменах они могли полноценно поесть горячего, вкусного и питательного, а не давиться всухомятку бутербродами или чипсами. Нынешнюю реформу питания, известную в народе как «рецепты Клопотенко», воспринимают по-разному. Но изменения в школьной столовой были неминуемы. Но кажется, когда реформаторы их начинали, то не осознавали, с каким пластом проблем столкнутся.
В последнее время очень много критикуют блюда, появившиеся в школьных столовых. Завышенные ожидания родителей не совпали с реальностью. Когда везде говорят об изменениях, новом меню, о новом оборудовании школьных столовых, а в школе твоего ребенка ничего не изменилось, то новое вызывает возмущение, а уровень доверия к нему стремительно снижается.
А тут еще постоянные обвинения в адрес родителей вроде «дети не приучены есть здоровую, полезную пищу». И доля правды в этом есть, но не хочется, чтобы этот тезис оправдывал все проблемы реформы. В одной дискуссии я услышала такой аргумент: «Мне жаловалась директор одной из школ, где ввели новое меню. Дети не едят запеканки, овощи и тому подобное, потому что хотят, как дома, пельмени и сосиски. Если запеканка или овощи выглядят, как кусок дерьма на тарелке времен СССР со щербинками по краям, то вряд ли проблема в том, что в семье лепят домашние пельмени и едят их все вместе».
Оценивать меню, опубликованное на сайте Минздрава, не буду, я не диетолог, не специалист в этом вопросе, но об организации самой системы могу кое-что сказать. Вот несколько важных моментов, которые нужно знать родителям.
Первое, что следует помнить: качество питания в учебных заведениях целиком и полностью зависит от возможности громады. Ведь в абзацах 3 и 4 пункта 8 Постановления КМУ (далее — Постановление) о Порядке организации питания в учебных заведениях и детских заведениях оздоровления и отдыха (далее — Порядок) четко отмечено: «Стоимость бесплатного горячего питания в заведениях общего среднего образования и других учебных заведениях, ведущих образовательную деятельность на определенном уровне (уровнях) полного общего среднего образования, устанавливается основателем (основателями) таких заведений ежегодно, согласно нормам питания с учетом режима (кратности) питания».
То есть в Украине нет единой стоимости горячего завтрака, и одна громада будет кормить детей на 32 грн, а другая — на 15. В одной громаде полностью оплачивается питание 1-х–4-х классов, а в другой — за счет родителей целиком или частично. И значит, что из-за отсутствия единого подхода в этом вопросе кому-то дают вареную свеклу, а кому-то — ту же свеклу, но с орегано, семечками и оливковым маслом.
За цену, определенную громадой, начинается конкуренция. И выигрывает организация, которая предложит самую низкую цену, если очень захочет выиграть тендер и работать в школе. Именно стоимость здесь будет решающим критерием. Учтите также, что школьный учебный год не совпадает с финансовым, поэтому любые жалобы и конфликты из-за тендеров рассматриваются долго, что затягивает процедуру закупки услуг. А еще позволяет прописать условия конкурсов под конкретные организации.
Школам предложили четырехнедельное сезонное меню и ассортимент буфета (при наличии) или позволили составлять собственное. Во время составления примерного четырехнедельного сезонного меню и ассортимента буфета в учебных заведениях и заведениях оздоровления и отдыха обязательно учитываются требования Порядка и установленные Минздравом требования об организации питания в заведениях общего среднего образования. Примерное четырехнедельное сезонное меню и ассортимент буфета разрешено использовать после согласования с территориальным органом Госпродпотребслужбы. Без такого согласования разрешается использовать меню, рекомендованное Минздравом.
А вот заменять блюда и продукты питания в меню-расписании допускается в случае возникновения объективных причин (проблем со снабжением или качеством, или безопасностью отдельного пищевого продукта) и осуществляется в пределах примерного четырехнедельного сезонного меню (в частности, меню четверга может быть предложено в понедельник, соответственно меню понедельника — в четверг). Но реальность такова, что если столовая отказывается от продуктов, то меню изменят не по принципу «вторник на четверг», а по принципу «приготовим из того, что есть». А что есть в закромах фирмы, которая организует питание — большой вопрос. Потому что оплату за услуги она получает задним числом, то есть кормит школьников авансом.
И как будут питаться дети, имеющие особые потребности — диету? Пункт 39 Постановления определяет, что достаточно предоставить школе медицинскую справку от семейного врача или врача-педиатра, подтверждающую особые диетические потребности соискателей образования — детей. В справке должны быть указания об ограничении, исключении соответствующих пищевых продуктов, напитков и блюд и их замене аналогичными по энергетической и питательной ценности пищевыми продуктами. И речь не только о пищевой аллергии, это и о проблемах с ЖКТ и любых других, требующих ограничения или исключения определенных продуктов.
Если школьное меню родителям все же не нравится, к кому обращаться? Обычно в плохом меню обвиняют лишь фирму — поставщика услуг по питанию. Но на самом деле меню утверждает не только она, но и директор школы, и ее основатель, то есть местная власть. Поэтому обращаться с жалобами и предложениями нужно ко всем трем.
Кстати, во многих школах Украины и до этого документа было и мультипрофильное «дабл-меню», и «шведский стол» (местная власть вводила, не ожидая изменений от центральной власти). А теперь родители начали жаловаться, что систему изменили из-за четырехнедельного меню от Министерства здравоохранения. Хотя подозреваю, что проблема здесь в согласовании собственного меню, не отвечающего введенным изменениям из-за сбалансирования некоторых норм здорового питания. Знаю, что в планах реформаторов есть создание диджитал-платформы, которая упростит для школы разработку собственного меню, но следует подумать и над упрощением процедуры его согласования — как минимум это может быть онлайн.
Школам разрешено не готовить пищу самостоятельно, то есть не иметь пищеблока, а пользоваться услугами кейтеринга. Но в таком случае меню составляют поставщики услуг по питанию (технолог, заведующий производством) и утверждает руководитель оператора рынка пищевых продуктов, осуществляющего поставку готовых блюд и услуг по питанию.
Есть проблема, которую не решает реформа школьного питания (надеюсь, пока не решает): ведение учета и отчетности о завтраках до сих пор возложено на учителя. Кроме своих прямых обязанностей — обучать детей, педагоги ведут таблички по питанию и собирают наличные. Чтобы этого избежать, следует подумать о глобальных изменениях в системе питания, возможно, путем компенсации родителям стоимости горячих завтраков при условии, что местные власти обеспечивают горячие завтраки за счет бюджета. Следует также подумать о кабинете родителей на сайте школы, через который они могут на месяц вперед выбирать завтраки ребенку и оплачивать их (и мультипрофиль здесь неоценим). Возможны и другие варианты. Но точно не учитель должен собирать деньги за завтраки и вести учет.
В городах-миллионниках такие проблемы как-то решаются, а вот в сельской местности ситуация, на мой взгляд, более сложная. Мой коллега Сергей Бондаренко из ОО «Громадянська свідомість» в августе 2021 года обратился с открытым письмом к власти, получив из Госказначейства данные о бюджетах всех громад. Из них следует, что у 70 бюджетов территориальных громад нет расходов по коду бюджетной классификации КЭКР 2230 «Продукты питания». Это означает, что либо в школах по указанным бюджетам ученики вообще не получают горячего питания, либо расходы на питание учеников проводятся по другим кодам бюджетной классификации. А учитывая периодические сообщения родителей в сети о «списках продуктов», которые надо принести в столовую, такие данные представляются вероятными. Интересно, дали ли сейчас родителям новые списки продуктов, в соответствии с новым четырехнедельным меню?
А вот что действительно важно знать родителям, так это условия, которые должна обеспечить школа для питания наших детей. Хочу акцентировать внимание на таких моментах.
- Согласно Постановлению (пункт 34) школа должна обеспечить доступ родителей к информации о меню столовой и ассортименте буфета (ежедневно она размещается на отведенном для этого стенде, веб-сайте соответствующего заведения в Интернете при наличии и/или доносится через другие каналы коммуникации, доступные для соискателей образования — детей и их родителей).
- Доступ к питьевой воде должен быть постоянно, и не только во время употребления пищи, но и в любое другое время (пункт 50 Постановления).
- Время, отведенное на питание детей, определено в 27 пункте Постановления: не менее 20 или 30 минут (для учеников 1-х–4-х классов).
- Вишенка на торте — пункт 54 Постановления определяет, что основатель и руководитель заведения должны учитывать отзывы и предложения родителей, детей и персонала относительно удовлетворения качеством питания с целью ограничения объема пищевых отходов. Поэтому, дорогие мои родители, контролируйте не только «контрольные порции», но и смотрите на остатки в тарелках, потому что выбрасывать деньги налогоплательщиков в мусорник ненормально.
Новое меню школьной столовой — это лишь косметические изменения. От того, что в сарае выкрасили потолок в белый цвет, апартаментами он не станет. Нужны глубокие системные изменения. Вместе с тем реформа лишь стартовала, оголив все проблемы системы. Возможно, следовало отложить старт реформы хотя бы для того, чтобы обучить поваров, максимально обновить пищеблоки и осуществить коммуникационную кампанию среди детей и родителей о здоровом питании. А потом вплотную заняться другими процедурами. Любая реформа требует продуманной подготовки.
Больше статей Алены Парфеновой читайте по ссылке.