Каждый, кто в той или иной степени был причастен к недавно закончившейся вступительной кампании, согласится: темой номер один, активно обсуждавшейся как абитуриентами, так и их родными и близкими, было, конечно же, тестирование. Во многих вузах традиционные экзамены заменили тестами, что стало для многих поступающих полнейшей неожиданностью. Но, следует отметить, они нередко волновались меньше, чем их родители и близкие, и это можно объяснить просто — молодежь отдает предпочтение модели оценки знаний в форме тестов, считая ее более современной, объективной и интересной. А каково отношение общества в целом к изменению традиционной системы вступительных экзаменов? Прокомментировать результаты социологического исследования, проведенного перед началом вступительной кампании, мы попросили Ирину БЕКЕШКИНУ, научного руководителя Фонда «Демократическая инициатива», старшего научного сотрудника Института социологии НАН Украины.
— Что бы там ни говорили, внедрение внешнего тестирования вместо обычных выпускных и вступительных экзаменов в вузы является радикальной трансформацией системы образования в Украине и затрагивает очень много интересов, прежде всего в сфере высшей и средней школы. Поэтому в среде просвещенцев такие революционные изменения воспринимаются неоднозначно. А как относится население к перспективе введения единого внешнего тестирования?
— Да, действительно, замена существующей системы вступительных экзаменов в высшие учебные заведения является серьезной социальной реформой, касающейся миллионов людей. И ее успех в решающей степени зависит от общественного восприятия. Поэтому логично начать с изучения общественного мнения по этому вопросу, как это и принято в демократических обществах. Киевский международный институт социологии по заказу Центра внешнего тестирования при финансировании Международного фонда «Відродження» провел в июне этого года общенациональный опрос, цель которого — узнать об отношении населения к перспективе внедрения внешнего тестирования, о готовности общественности к проведению изменений в высшем образовании. Опрос был проведен с 14 по 25 июня по репрезентативной для населения Украины выборке. Всего был опрошен 2021 респондент, статистическая погрешность выборки не превышает 2,3%. По результатам опроса аналитик КМИС Ольга Гончаренко подготовила подробный отчет, с которым можно ознакомиться на сайте Центра тестовых технологий — www.cameq.kiev.ua
— Если кратко, каковы наиболее важные результаты этого опроса?
— Первое, что следует подчеркнуть, это положительное отношение населения к перспективе замены нынешней системы вступительных экзаменов в вузы системой внешнего тестирования. 50% опрошенных считают, что существующую систему следует изменить, за ее сохранение выступает значительно меньше — 13%. Предложенную замену вступительных экзаменов единым внешним тестированием поддерживает 45% опрошенных, не поддерживает — 15%. Хочу подчеркнуть, что это — не ситуативное мнение, обусловленное решением руководства страны. Еще в 2003 году центр «Социальный мониторинг» провел опрос молодежи в возрасте 14—28 лет, выясняя их отношение к внедрению системы единого тестирования выпускников средних заведений. И тогда большинство молодых людей — 54% — выступали за замену существующей системы выпускных—вступительных экзаменов и значительно меньше — 18% — за ее сохранение.
— А насколько общество вообще проинформировано по этим вопросам?
— Да, действительно, это важный вопрос. Только 17% опрошенных ответили, что знакомы как в целом с системой внешнего тестированиями, так и с его процедурами, еще 36% слышали о нем, но не знают, как это делается, а 47% не знают вообще ничего. Отсюда и большой процент опрошенных, ответивших на остальные вопросы «затрудняемся с ответом»: 37% респондентов на вопрос о замене существующей системы, 40% — о внедрении системы внешнего тестирования, а более всего — 50% — о сроках внедрения новой системы. Но следует сказать, что процент неосведомленных существенным образом меньше среди «заинтересованных» групп — молодежи в возрасте до 30 лет (26% знакомы с процедурами и еще 38% что-то об этом знают), родителей, у которых дети школьного возраста (23% знакомы с процедурами и 43% что-то об этом знают), и особенно родителей студентов (соответственно 23% и 48%). Кроме того, хотелось бы подчеркнуть, что отношение к замене существующей системы внешним тестированием среди тех, кто знаком с его процедурой или даже что-то об этом слышал, значительно более положительное, чем среди тех, кто ничего об этом не знает. Следовательно, вывод простой: если мы действительно серьезно заинтересованы во внедрении этих изменений, нужна серьезная просветительская работа, прежде всего, с использования наиболее массового способа информации — телевидения.
— А чем, по вашему мнению, обусловлено положительное отношение населения к внедрению системы внешнего тестирования, что ждут от него?
— В опросе задавался вопрос относительно преимуществ системы внешнего тестирования. Основные преимущества население видит прежде всего в том, что эта система «ставит всех в равные условия», «дает шансы стать студентами детям из неимущих семей», «предотвращает взяточничество». Среди «целевой группы» — тех, у кого есть дети, — мотив равных условий особенно выражен — на него указала почти половина этой группы.
— Относительно преимуществ понятно. Но интересно, видит ли общественность недостатки системы внешнего тестирования? В чем они состоят?
— Главную опасность опрашиваемые видят не в самой системе, а в «человеческом факторе» ее внедрения. Главные риски, по мнению населения, состоят в том, что «тесты будут продаваться заранее» (среди целевой группы эти опасения особенно сильны), «все равно все будет нечестно», «проверка тестов не будет объективной» и «невозможно найти столько честных, не продажных работников».
— Какие выводы вытекают из опроса?
— Первое, что следует констатировать: в украинском обществе сложилась благоприятная атмосфера для проведения реформирования системы вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Но, как известно, «дьявол кроется в деталях». Это реформирование должно быть проведено таким образом, чтобы оправдать надежды населения на равные шансы всех школьников и в самой процедуре категорически исключить любую опасность нечестности тех, кто будет эти процедуры осуществлять.
Поэтому не могут не вызывать тревогу высказывания руководителей Министерства образования и науки, звучащие в некоторых интервью. Первое — это предложение «изъять» ряд вузов из общей системы внешнего тестирования, поручив им самим проводить собственные процедуры отбора студентов. Я понимаю, что существует специфика творческих вузов, проводящих предварительные творческие конкурсы — театральные, художественные, музыкальные и тому подобное. Но это не мешает учитывать результаты тестирования среди тех, кто уже прошел творческий конкурс. Однако есть подозрение, что речь идет не об этих вузах и что из системы общего тестирования будут изыматься наиболее престижные вузы страны — например, Киевский национальный университет им. Т.Шевченко, Институт международных отношений и тому подобное. Тогда вообще нет смысла огород городить, поскольку все это тестирование будет для вузов и абитуриентов «второго сорта» и надежды населения на равные шансы детей не оправдаются. В конце концов, можно же поинтересоваться у населения, которое своими налогами содержит всю систему образования, включая и Министерство образования и науки, — согласны ли они с тем, чтобы изъять ведущие вузы страны из этого процесса и чтобы в стране были «равные» и «не совсем». И если система тестирования будет внедряться поэтапно, есть смысл начать прежде всего с наиболее престижных вузов.
Второй важный момент — а кто именно будет проводить процедуру тестирования? Если вузы или даже Министерство образования — то почему оно тогда внешнее? Кстати, у нас в стране уже давно успешно действует одна из систем внешнего тестирования. Тот, кто собирается учиться за границей, знает, что нужно сдавать экзамен на знание английского языка — TOEFL, который обычно принимают в центрах тестирования при посольствах и т.п. И я никогда не слышала никаких сетований на то, что результаты были несправедливы.
Следовательно, главное — это разработка самой процедуры тестирования, которая должны быть максимально прозрачной и понятной каждому, рассчитанной на полное изъятие влияния «человеческого фактора», коррупции и продажности.
И эту работу следует начинать уже сейчас, поскольку общество должно подробно об этих процедурах знать. Кроме того, у школьников должны быть навыки тестирования, а для этого нужно переводить часть экзаменов в старших классах на систему тестов. Реформирование системы вступительных экзаменов может стать успешным шагом на пути продвижения общества в направлении цивилизованности и демократии, поскольку демократия — это равенство шансов. А может закончиться пшиком, профанацией доброй идеи, если те, кто будет проводить реформы, станут руководствоваться какими-то иными целями, чем те, на которые надеется население.
Реформирование системы образования — это слишком важное для общества, для миллионов людей дело, чтобы оно решалась только в чиновничьих кабинетах. К его обсуждению надо привлечь широкую общественность. А надежным инструментом изучения мнения населения и является опрос.