Бытует мнение, мол, в независимом внешнем оценивании (НВО) не заинтересованы преподаватели вузов и их руководство.
— С моей точки зрения, внешнее независимое тестирование — это приближение украинских стандартов обучения к мировым, — считает директор Института сцинтилляционных материалов НАН Украины, академик НАНУ, заведующий кафедрой физики кристаллов физического факультета Харьковского национального университета им. В. Каразина Борис Гринев. — Это возможность убрать при поступлении в вузы коррупционную составляющую прошлых лет.
Но, как всегда, делая шаги в нужном направлении, мы не доводим начатое до конца. Вызывает недовольство уровень тестов, непрозрачный процесс их проверки, неоправданно большое количество льготников и сама система организации тестирования, в том числе ежегодные изменения правил его проведения.
Как показывает мой опыт сотрудничества с зарубежными научными центрами, в большинстве развитых стран тестирование является естественным и привычным элементом образовательного процесса, хотя организовано оно по-разному.
Например, в Великобритании после 11 лет обучения молодые люди получают диплом об общем среднем образовании — General Certificate of Secondary Education. Те, кто хочет поступать в вузы, продолжают обучение в школах в течение еще двух лет по программе Advanced Level. Здесь они сдают выпускные экзамены, которые засчитываются как вступительные для всех университетов.?Для поступления в английский вуз нужно сдать несколько экзаменов A-Level по разным предметам. Например, если вы хотите учиться по направлению «Бизнес», нужно сдать три из следующих дисциплин: бухучет, менеджмент, экономика, ИТ, математика, психология. Детей из Украины, которые туда приезжают учиться, при прочих равных условиях тоже подвергают тестированию.
В Германии аналогом нашего тестирования служит экзамен Abitur по четырем предметам — в зависимости от выбранной специальности. Abitur также является одновременно выпускным и вступительным экзаменом в большинство вузов, кроме медицинских. Во Франции диплом об окончании школы — Baccalaureate — бывает трех видов, и только два из них принимают вузы. Технические вузы требуют Baccalaureate своей направленности, а гуманитарные — своей. Иногда вузы устанавливают собственные вступительные экзамены или, помимо тестирования, проводят собеседование. Причем абитуриент может находиться в любом месте земного шара — с ним могут связаться и провести собеседование, например, с помощью компьютера.
К сожалению, за ажиотажем вокруг условий проведения тестирования на второй план отошла проблема качества образования в Украине как среднего, так и высшего. Улучшилось ли это качество в последние годы? Конкурентоспособны ли украинские выпускники на европейском рынке? Нужны ли они работодателям в собственной стране? Это и есть главный показатель уровня образования. Мы же боремся с коррупцией в одном звене образовательного процесса, на самом деле загоняя ее в другие места.
Как директор научно-исследовательского института я заинтересован в высоком уровне обучения в наших вузах. Мы целенаправленно готовим для себя специалистов на кафедре физики кристаллов физического факультета Харьковского национального университета им. В.Каразина и ежегодно берем на работу около десяти выпускников.