Доверие, свобода, поддержка. Чего ждут от нас учителя

29 сентября, 2017, 17:01 Распечатать

ZN.UA обратилось к известным учителям с вопросом: чего вы ждете от государства, родителей, учеников?

Виталий Шатковский, победитель Всеукраинского конкурса "Учитель года–2017" в номинации "Информатика". Руководитель кружка программирования и дизайна в городском Центре научно-технического творчества. Призер Всеукраинского конкурса педагогического мастерства–2014 в номинации "Педагог" (г. Житомир)

В этом году День учителя — знаковый: буквально накануне президент подписал новый Закон Украины "Об образовании". "Это может стать подарком учителям к профессиональному празднику", — намекали чиновники. Ну, что ж — подарок есть. Но станет ли он действительно подарком, открывающим перед учителями новые возможности, или "троянским конем", — покажет время.

Будущие реформы широко анонсировались и обсуждались в обществе, в видении их действенности были и скептики, и оптимисты. Но и те, и другие всегда подчеркивали: многое в новой украинской школе будет зависеть от учителя. Готов ли он к этому? Вызовы и риски существенны: плохое качество педагогического образования, засилье в школе покрытых нафталином методик, "старение" учителей (талантливая молодежь не идет в педагогические вузы), "репрессивная" система оценивания и другие. В СМИ и соцсетях распространяли много печальных историй о школе.

Между тем мы прекрасно знаем и другие истории. В каждой школе есть учителя, кто имеет крылья и учит летать учеников. Кого помнят всю жизнь, кому обязаны выбором жизненного пути и будущей профессии. Кто всегда остается для нас родным человеком.

Мы мечтаем о новой украинской школе — современной, европейской, качественной и радостной. И надеяться здесь можем только на учителей. Родители, эксперты, чиновники, активисты и журналисты неоднократно говорили, чего ждут от педагогов. Интересно, а чего ждут от общества учителя?

ZN.UA обратилось к известным учителям с вопросом: чего вы ждете от государства, родителей, учеников?

Анна Дудич, учительница английского языка (г. Кропивницкий) 

321
Анна Дудич, учительница английского языка (г. Кропивницкий)

Имеет звание "Учитель-новатор", "Учитель — эксперт Майкрософт". Победительница международного конкурса профессионального мастерства преподавателей английского языка Oxford Headway Scholarship. На международном образовательном форуме Microsoft Global Forum в Барселоне проект Анны Дудич "Сказки народов мира" занял третье место среди 250 проектов со всего мира.

— От учеников я жду, что им будет интересно на моем уроке. Понимаю: это зависит от меня. Надеюсь, что от каждого урока каждый из моих учеников возьмет какую-то "изюминку". Жду, что мои воспитанники смогут себя раскрыть и не побоятся быть оригинальными, не такими, как все, и иметь свою точку зрения. Современный человек должен быть искренним, открытым, нешаблонным.

От родителей жду, что мы будем вместе делать важное дело — воспитывать наших детей. Мы в школе, а они — дома. Современные родители очень загружены на работе, я понимаю это. Мы, учителя, даем  знания, можем быть добрыми, любящими, нежными. Но детям иногда хочется именно родительской ласки и внимания. И я хочу, чтобы они ее получали.

Чего я жду от государства? Что, пусть не сейчас, а в течение нескольких лет, государство обеспечит всем учителям (и молодым, и опытным) возможность высококачественного профессионального развития. Ведь для того, чтобы учитель был инновационным, надо дать ему возможность вживую посетить международную конференцию, или семинар, или школу за рубежом. Это позволяет понять, как работают разные системы образования, что стоит из них взять себе, и чем — поделиться.

Конечно, можно не ехать на международные конференции или семинары и дождаться, когда все будет описано на бумаге. Но на тот момент, когда это произойдет, информация уже устареет. Время идет очень быстро: сегодня это инновация, завтра — что-то привычное, а послезавтра — устаревшее.

Ирина Мегедь, учитель зарубежной литературы, методист столичного лицея, член рабочей группы по обновлению школьных программ по зарубежной литературе (г. Киев)

321
Ирина Мегедь, учитель зарубежной литературы, методист столичного лицея, член рабочей группы по обновлению школьных программ по зарубежной литературе (г. Киев)

Еще во времена министра Табачника Ирина Мегедь прославилась тем, что вместе со своими коллегами-учителями протестовала против навязанных школам некачественных программ по зарубежной литературе. Протестующие учителя тогда находились под сильным давлением: Ирининых коллег вызвали "на ковер", их поминали "незлым тихим словом" на страницах МОНовских изданий. Но учителя-бунтари не сдавались. Выступали с публичными заявлениями, активно общались со СМИ. Уже при нынешней команде МОН Ирина вошла в рабочую группу по обновлению программ по зарубежной литературе.

— Чего ждут учителя от государства? Это сложный вопрос. Мы ждем честного ответа: какие умения и знания нужны государству? Учитывая интересы страны Украина, а не отдельных должностных лиц. Мы ждем четко выписанного конечного результата обучения (какие умения должно обеспечить образование), а пути и средства пусть остаются на усмотрение учителя. И если государству не нужны люди с высшим образованием, пусть общество это услышит, а государство — восстановит уничтоженную систему профессионального образования (ПТУ, колледжей, курсов) на новом качественном уровне.

Мы требуем от государства контроля над деятельностью своих служащих, особенно руководителей образовательного процесса: введения персональной ответственности чиновников МОН за каждый этап реформ и, конечно, за их срыв: за некачественные учебники, нелепые или несбалансированные программы, методические рекомендации с рядом ошибок, неудачный выбор программного обеспечения для проведения ВНО, полностью некачественный интернет, проведенный в учебные заведения, за непрозрачные решения, непродуманные предложения и тому подобное.

Мы ждем. Но надеемся. Потому что вопиющая безнаказанность и безответственность нынешних государственных чиновников не дает нам надежды на перемены в будущем. Мы ждем от государства прекращения "вступительного террора", который МОН пытается сделать доброй традицией. Сколько можно изменять условия приема, перечень предметов для поступления, срок действия сертификатов ВНО? Нужно определить и выписать механизм поступления, который мог бы стать ориентиром для будущего абитуриента вуза и помог бы правильно выбрать профиль обучения и подготовиться к экзаменам. Мы ждем от государства введения в действие обещанных образовательных ресурсов, наведения порядка в образовательной сети "Дневник" (насаженный в украинской почве времен Табачника российский проект "Дневник.ру", к которому подключены 10 620 школ, 1 028 430 учеников, 148 514 учителей, 253 060 родителей), разработки аналогичной единой официальной украинской системы или развития частной "Классной оценки". Или единая система электронных дневников и журналов не будет способствовать уменьшению бумаг и усилению прозрачности в образовании? Если это слишком сложная задача, то можно было бы упростить жизнь учителям, введя хотя бы классный бумажный журнал по польской модели — там хоть не приходится по 50 раз писать друг за другом имена и фамилии учеников...

Мы ждем от государства реальной поддержки тех учителей, которые за свой счет создают качественные образовательные сайты. Они, к счастью, в Украине есть. И тех учителей, которые редактируют "Википедию", создают информационные продукты, государство также должно отмечать.

Мы ждем от государства программы поддержки и популяризации мировых образовательных ресурсов и их адаптации на украинский: переводов лекций ТЭД на украинский, заказов на переводы  научных бестселлеров.

Мы ждем от государства введения системы, когда вопросы школьного ремонта и пожарной безопасности, технического обеспечения инклюзивного образования (пандусы, лифты, специальные туалеты и т.п.) будут решаться на государственном уровне, а не ложиться на школу.

Мы ждем от государства эффективного инструментария воздействия на родителей — тех, чьи дети прогуливают школу, или страдают от домашнего насилия, или терроризируют одноклассников. В нынешней системе повлиять на них можно, привлекая правоохранителей и Уголовный кодекс, но к этому прибегают редко. Можно предусмотреть действенный и гуманный механизм, который напомнил бы некоторым родителям, что у них есть не только права, но и обязанности.

Мы ждем от государства поддержки внешкольного образования. На всех уровнях. Включая запрет передавать помещения центров детского творчества под нужды бизнеса.

Мы ждем реальной поддержки сельских школ. Не на уровне повышенного коэффициента при поступлении в вузы, а хотя бы на уровне необходимой технической поддержки, транспортного обеспечения. Хотя о возможности создания государственной программы, когда к преподаванию в сельских школах привлекали бы лучших специалистов за повышенную заработную плату, тоже можно было бы подумать. Мы ждем от государства реального сокращения количества "работников надзора" над образованием, а не его расширения — за счет создания отдельной инспекции МОН, в дополнение к нынешним обл- и районо. Да, и мы все еще ждем обещанную свободу для учителя. Поскольку в сентябре под ливнем бумаг мы даже запаха ее не почувствовали.

Состояние учителя с опытом работы в современный период реформ в образовании, на мой взгляд, больше всего похоже на состояние человека, заказавшего ремонт, а получившего погром. Найти более корректное сравнение для атмосферы тлеющего ада общественного пренебрежения к учителю, спровоцированного чиновниками МОН на этапе обсуждения концепции Новой украинской школы, поддержанной некоторыми представителями научного и экспертного сообщества, растиражированной СМИ и социальными сетями, мне лично трудно.

"Квалификация сегодняшнего учителя — самый большой вызов", "Учителя не готовы к переменам", "Многим учителям — за 50 лет, и к восприятию новых идей они не очень готовы", "Надо уволить всех учителей и набрать молодых, как при реформе полиции..." — в каждом мнении есть своя правда, но на общем фоне такой общественной риторики, моды на критику и обесценивания труда сегодняшнего учителя, представляющего системную, "знаниевую" школу, трудно надеяться на успех реформ. Модель партнерства, которая закладывается Новой украинской школой, не может быть соблюдена, если две стороны (ученики и родители) априори считаются недостойными уважения и качественных образовательных услуг, а третья (учителя) — отжившим, "некондиционным" товаром, обслуживающим персоналом. Каким бы весомым ни было повышение учительских зарплат, какую бы свободу действий ни обещали в будущем, — если градус пренебрежения не снизится, то желающих жить в постоянном напряжении всех душевных и физических сил, сея разумное, доброе и практически полезное в Новой украинской школе, найдется не очень много.

Чего учителя ждут от детей? Большей  самостоятельности и ответственности. Особенно это касается тех учеников, которые попадают на острие периода, когда школа компетенций только формируется, а школа знаний уже распадается. Это целое поколение, которое рискует выбрать не то образование или вообще его не получить, отчаявшись в необходимости образования как такового, или, скорее всего, спланирует свое дальнейшее обучение за границей — там, где образовательные механизмы работают отлаженно.

Чего педагоги ждут от родителей? Активности, заинтересованности, помощи, поддержки, внимательного отношения к своему ребенку. И времени на общение с ним. К счастью, уже сегодня имеем сознательное, разумное, активное поколение родителей, готовое тратить собственное время на то, чтобы получение ребенком знаний и навыков стало процессом радостным и интересным. И таких, готовых поделиться со школой собственными знаниями, видениями, умениями, а не амбициями, из года в год должно становиться все больше, чтобы школа превратилась в территорию радости и развития, а не оставалась центром ужасов и бед.

И... ждем от родителей осознания того простого факта, что любить жизнь и радоваться ее проявлениям, уметь вести себя, уметь уважать себя и считаться с чувствами других своего ребенка они должны научить сами. А школа должна не перестраивать, а надстраивать заложенный в семье фундамент.

Александр Красота, победитель Всеукраинского конкурса "Учитель года–2014" в номинации "География". Учитель географии в опорной школе (поселок Вильшанка Кировоградской обл.)

321
Александр Красота, победитель Всеукраинского конкурса "Учитель года–2014" в номинации "География". Учитель географии в опорной школе (поселок Вильшанка Кировоградской обл.)

"Капитан Красота". Так называют Александра коллеги. И это не шутка. Буквально перед финалом конкурса "Учитель года" Александр получил повестку из военкомата. Это было начало войны, как раз началась оккупация Крыма. Поэтому сразу после конкурса Александр пошел служить. Позже исполнял обязанности военного комиссара района. На плечи сельского учителя — капитана запаса легли первые, самые сложные волны мобилизации. После службы Александр вернулся в школу. Ему предлагали стать директором, но он отказался, поскольку хочет заниматься своим любимым делом — учительствовать. На уроках из бравого капитана Александр превращается в Океана Материковича.

— Хочу начать ответ на ваш вопрос с ожиданий от детей. За время моей работы в школе молодежь стала раскованной, коммуникабельной и информированной в различных сферах жизни. Она часто лучше нас, учителей, умеет пользоваться гаджетами. И это хорошо. Необходимую информацию можно найти без проблем, но ее надо не бездумно заучивать, а применять. Я хочу, чтобы мои ученики отошли от примитивного запоминания страниц учебника. Не стоит относиться к требованиям школы формально — надо заполнять пробелы в знаниях, изучать то, что имеет практическое значение, будет важным в будущей профессии. Жду от детей осознания того, что хорошее образование — залог успеха в жизни. И именно это должно стать стимулом к учебе.

Чего жду от родителей? Хочу, чтобы они увидели в учителях соратников, чтобы поняли, что мы все — звенья одной цепи. Мы не должны напоминать Лебедя, Рака и Щуку. Хочу, чтобы между нами было взаимопонимание. В последнее время родители пытаются все больше вмешиваться в жизнь школы, и я не вижу в этом ничего плохого.

Чего жду от государства? Надеюсь, что государство осознает важную функцию учителя и образования. Жду, что вернется прежний статус гордого звания "Учитель". Я начинал работать в сельской школе еще в 1992 году. Тогда учителя уважали и относились к нему чуть ли не как к Богу. Теперь отношение к педагогам в обществе изменилось. Я понимаю, для этого тоже есть основания. Сейчас в педагогические вузы берут абитуриентов с низкими баллами. Так и относятся к ним потом. Но, с другой стороны, мы же уважаем защитников Отечества? А учитель — это тоже, в некотором смысле, его защитник. От того, как он учит, зависит будущее государства.

Хотелось бы, чтобы улучшилась материальная база школ, особенно сельских. Ожидаю, что благодаря образовательным реформам дети действительно получат равный доступ к образованию, как в городах, так и в сельской местности. Хотелось бы, чтобы новый Закон "Об образовании" действительно стал той нитью, которая объединит учащихся, учителей и родителей.

Олеся Калинич, победитель конкурса "Учитель года–2015" в номинации "Украинский язык и литература", заслуженный учитель Украины, г. Хуст

321
Олеся Калинич, победитель конкурса "Учитель года–2015" в номинации "Украинский язык и литература", заслуженный учитель Украины, г. Хуст

Эту молодую учительницу знает в лицо едва ли не вся страна. В прошлом году именно ее фото разместил президент в соцсетях под своим приветствием ко Дню работника образования. Но она не почивает на лаврах — у молодой учительницы множество идей. Она является автором рабочей тетради для подготовки к ЕГЭ, проводит тренинги и мастер-классы для коллег. Последний такой мастер-класс состоялся совсем недавно, на ежегодном форуме издателей во Львове. Олеся также ведет собственный блог на одном из интернет-порталов.

— Чего жду от государства? Не красивых слов, не цветных иллюстраций изменений в школе, а действий. Очень хочется, чтобы красивые лозунги стали реальностью: чтобы работу учителя не измеряли рейтингом в различных отчетах, ведь готовить детей исключительно к сдаче ВНО и формировать ключевые компетентности — часто не одно и то же. Важно повысить престижность профессии учителя, чтобы к ученикам хотели идти люди с активной жизненной позицией — ведь без творческого учителя из школы не выйдет успешный выпускник. В нашей стране много учителей-энтузиастов — смелых, неравнодушных. Но, как ни прискорбно признавать, есть много таких, которые живут по принципу "как платят, так и работаю". Конечно, заставить всех учителей страны любить детей — нереально, но реально стимулировать работу каждого педагога, и не только в крупных городах.

Родители стремятся (и это прекрасно), чтобы их детей учил современный учитель: он должен хорошо знать свой предмет, владеть новейшими методиками, участвовать в тренингах, конференциях, интересоваться педагогическими новинками. Словом, ловить волну изменений. Между тем некоторые родители возмущаются нашими "разъездами" на курсы. Хотелось бы также, чтобы родители понимали: учитель — человек, он физически не может быть 24 часа на связи, в школе у него есть перерыв, и он имеет право пить кофе и даже обедать.

Еще Владимир Мономах, князь киевский, в своем "Наставлении" заметил, что родители должны быть примером для своих детей. Родители. А мы так часто стремимся вину за недостатки воспитания переложить на учителей... Детей воспитываем вместе. Родить ребенка — не подвиг. Подвиг — воспитать его настоящим Человеком. Подарим этот подвиг учителю?

Очень трудно сказать, чего мне как учителю хочется от детей. Наверное, постепенного осознания ими того, что обучение (и вообще жизнь) — это не только развлечение. Очень важно учиться контролировать эмоции, воспитывать в себе терпение и толерантность; работать, даже если хочется играть; приучать себя к дисциплине; быть активными, а не плыть по течению.

Вообще, нам не стоит ждать чуда от кого-то. Всегда должны понимать, что в первую очередь надо начинать с себя. Ты (учитель, ученик, отец-мать) или любишь то, что делаешь, и работаешь, не дожидаясь вознаграждения, или плывешь по течению, оправдывая собственную бездеятельность и перекладывая ответственность на МОН, несовершенство реформ и учебных программ, на родителей и на детей.

Виталий Шатковский, победитель Всеукраинского конкурса "Учитель года–2017" в номинации "Информатика". Руководитель кружка программирования и дизайна в городском Центре научно-технического творчества. Призер Всеукраинского конкурса педагогического мастерства–2014 в номинации "Педагог" (г. Житомир)

Широкой образовательной общественности Виталий известен не только как обладатель первой премии в номинации "Информатика", но и как автор интересных разработок и мастер-классов для учителей и учеников. Все они размещены на его собственном канале в YouTube. Авторские программы Шатковского сертифицированы Академией педагогических наук.

Несколько лет назад совместно со своими учениками Виталий разработал "Сайт учеников города Житомира", объединивший все школы областного центра. Шатковский работает с одаренной молодежью — ведет кружок программирования и дизайна в городском Центре научно-технического творчества. Его воспитанники участвуют в конкурсах научных разработок Intel и побеждают в олимпиадах.

— Чего я жду от детей? Хотелось бы, чтобы мои ученики были креативными, не боялись нестандартных задач и смело предлагали свои нестандартные решения. Чтобы они умели отстаивать свою точку зрения и дискутировать. Мне бы также очень хотелось, чтобы мои ученики были неравнодушны к учебе.

Чего я жду от родителей? Жду, что они будут больше доверять школе, в которой учится их ребенок, и не воспринимать репетиторов как панацею. Часто получается так, что родители считают: пусть ребенок на уроках отдыхает, там все равно плохо учат, потом с репетитором все наверстает. Так не должно быть. А вот чем родители действительно могут помочь своему ребенку в учебе — найти для него интересные бесплатные онлайн-курсы, записать в развивающие кружки. А нам, учителям, нужна родительская помощь в плане большей коммуникации с ребенком, понимания его потребностей и желаний, поддержки интересов и увлечений.

Чего я жду от государства? Большей свободы для учителя. Конечно, все учителя разные: кто-то хочет, чтобы ему дали подробную инструкцию и расписали, что и как делать. А кто-то хочет изобретать свое. Однако последним приходится пройти кучу бюрократических преград. Планируется, что новый Закон "Об образовании" расширит свободу учителя, но пока этого нет.

Еще одна важная вещь. Я хотел бы, чтобы СМИ больше внимания уделяли вопросам образования и науки. Политиков мы в лицо знаем, а ученых, учителей или учеников — победителей конкурсов и олимпиад — нет. Вот недавно был сюжет о харьковской школьнице — призере международной олимпиады по математике. Он длился всего одну минуту в утреннем выпуске новостей.

Ксения Смирнова, методист городского отдела образования, учительница немецкого языка, автор публикаций по вопросам образования (г. Стрый)

321
Ксения Смирнова, методист городского отдела образования, учительница немецкого языка, автор публикаций по вопросам образования (г. Стрый)

Эту молодую учительницу знают не только на Львовщине. Ее статьи, посвященные острым вопросам образования, публикуют на всеукраинских образовательных интернет-порталах.

Еще со студенческих лет Ксения отличалась от сокурсников. На втором курсе девушка решила взять академотпуск, чтобы весь год работать как волонтер Красного Креста в Доме престарелых — ухаживать за стариками. На пятом курсе Ксения одновременно и училась, и работала. После пар в университете ехала за 40 км в соседнее село преподавать немецкий язык. Дорога пролегала через болото и узенькую кладочку, поэтому красивые туфли приходилось снимать и прятать в сумку, чтобы не испачкать перед уроками. А сумка и так была полна — кроме туфель, в ней лежали магнитофон, книги, конспекты.

Теперь Ксения по-прежнему преподает в школе, а также курирует методическую работу по иностранному языку в своем городе.

— Чего я жду от детей? Не хочу говорить традиционное: вы должны быть честными, старательными и тому подобное. Это — то же самое, если бы мастер-гончар приходил лепить красивые горшки и говорил глине: "Я хочу, чтобы ты была такой-то и такой-то, чтобы ты хорошо лепилась". Дети становятся такими, какими их воспитывают взрослые. От своих учеников я жду одного — доверия к нам, учителям. Тогда учеба даст лучшие результаты.

Чего я жду от родителей? Очень распространено мнение, что за учебу ребенка отвечает школа, а за воспитание — семья. И они перекладывают ответственность за все друг на друга. "Хорошо, что закончились каникулы, пусть уже ребенок идет в школу!" — думают иногда одни. "Уроки провели, детей домой отправили — все, дальше нас не касается, пусть воспитанием ребенка занимается семья", — думают другие. А мы должны работать как единый организм, должны вместе приложить максимум мудрых усилий, чтобы наши ученики были успешными и счастливыми.

Чего я жду от государства? Поддержки молодых учителей, которые хотят и могут работать. Конечно, нужно уважать учителей с опытом, но нужно поощрять и "простых" новаторов, которые иногда не могут похвастаться многолетним стажем и регалиями. Если бы Марк Цукерберг ждал 15 лет, он бы никогда не создал Фейсбук. Молодые амбициозные учителя или работают уже, или не работают вообще. Поэтому им нужна поддержка сейчас, а не через много лет.

Новый Закон "Об образовании" вводит добровольную сертификацию учителей. Тем, кто ее прошел, будет повышена зарплата. Я пока не знаю, как это будет работать, но надеюсь, что новация станет шагом к поддержке молодых учителей.

Вспоминаю, как я начинала. Мне исполнилось 18, я училась на втором курсе педагогического. Была зима. Воскресенье. На пороге церкви перед Службой стояли две бабушки и топали ногами, пытаясь стряхнуть с сапог снег. Тогда одна из прихожанок протянула мне веник и попросила ей помочь. Когда я уже взялась обметать налипшие белые комья, другая бабушка толкнула свою старенькую приятельницу и сказала: "Что ты просишь девушку, разве не стыдно, она же учится на учительницу!" Речь шла о изначальном глубоком уважении к Учителю. Две старушки-галичанки разбудили чувство ответственности за миссию, которую должен выполнять в обществе педагог. И, может, сегодня на повышение социального статуса учителя влияют не так три-четыре прожиточных минимума в месяц, хоть и они, безусловно, играют роль, как понимание невероятной важности нашего труда.

В мире, бурлящем событиями, учитель должен найти прежде всего самого себя, набраться сил, отваги, мудрости и быть уверенным, что он нужен, его миссия — важна, и он защищен. Хотелось бы пожелать каждому из коллег внутренней свободы, творческого роста и мира в душе.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно