Новый учебный год начался не только в школах и университетах, но и в детских садах. И еcли проблемы высшего и среднего образования всегда находятся в центре общественного внимания, то о дошкольном мы говорим обычно только в одном контексте - "в садиках мест не хватает". К этому нас приучили чиновники от образования. Во всех выступлениях, заявлениях и докладах бодро рапортуют об одном и том же: "Все хорошо, уже открыто столько-то новых садиков, уже охвачено дошкольным образованием столько-то детей…".
Но почему ничего не говорится о качестве этого охвата? Ведь детсад - не камера хранения для малыша, пока его родители на работе. Это первая ступень образования. Не менее важная и ценная, чем школа и университет. У нее есть свои особенные цели и задачи. И это далеко не обучение чтению и математике. Отобрать у пятилетних малышей куклы и машинки, а вместо них дать в руки буквари и тетрадки - разве в этом цель дошкольного детства?
Кода-то дети шли в школу в семь лет. И там же учились читать-писать. Потом школы перешли на обучение с шести лет. Предполагалось, что для маленьких первоклассников будут созданы специальные условия, похожие на детсадовские: спальни, игровые комнаты, щадящий режим занятий без домашних заданий.
Но все это осталось в мечтах чиновников. Сегодня шестилетки учатся "по-взрослому": часто без дневного сна, с домашними заданиями (вопреки всевозможным инструкциям и постановлениям), дополнительными уроками, замаскированными под факультативы и кружки.
Натаскивание, зубрежка, перегруз прочно вошли в практику школы. Этими же недугами заразились от нее детские сады. Вместо того, чтобы сосредоточиться на развивающих задачах (мышление, творчество, фантазия), они превратились в филиалы школы. Иногда даже с домашними заданиями, дополнительными "уроками" и репетиторами. Там не развивают, а натаскивают. И мы еще удивляемся тому, что, став школьниками, наши дети не могут ни сочинение написать, ни книгу пересказать, ни творческую работу "накреативить" без подробной инструкции учителя.
Удивительно, но программы первого класса и выпускной группы детского сада целыми разделами дублируют друг друга. "Программы детсада нелегкие. Но мы стараемся их не просто выполнить, а перевыполнить. Идем навстречу пожеланиям родителей. По нормам в детсаду положено только по одному занятию в неделю математики и обучения грамоте. Поэтому хороший воспитатель повторяет и закрепляет все в течение каждого дня, работает индивидуально или в подгруппах".
Но это не всегда выход. Вот и нанимают родители репетиторов или целыми группами подписывают договоры на дополнительные платные услуги-занятия.
Однако если в детсадах и центрах с платными услугами детей денно и нощно натаскивают, то в обыкновенных бесплатных учреждениях нередко проявляется другая крайность. Накормить, выгулять и о чем-то поговорить на одном занятии математики или грамоты в неделю - вот, собственно, и все, что обещают для подготовки к школе воспитатели. "Мы не должны учить читать и считать. Пусть в школе учат", - заявляют педагоги родителям.
"Это просто недобросовестное отношение к выполнению своих должностных обязанностей, - говорит методист Ольга Петровна.- Да, у нас маленькая зарплата, трудная работа. Но никто под дулом пистолета не заставлял нас идти в детсад работать. Решились - будьте добры выполнять программы и требования".
Но кадровая проблема связана не только с зарплатой. "У нас в садике работают преимущественно пенсионеры, - рассказывает заведующая дошкольным учреждением. - Молодежь не хочет сюда идти. А если и идет, то преимущественно потому, что просто больше некуда. В педвузы на нашу специальность самый маленький конкурс". В одном исследовании я прочла потрясающее высказывание завкафедрой дошкольного образования педвуза: "У каждого вуза есть обязательный госзаказ, который мы должны выполнять. И поэтому мы берем все, что шевелится".
Знают ли об этом на самом верху? Конечно, знают. На сайте Института инновационных технологий и содержания образования (ИИТСО) размещены результаты мониторинга состояния и развития системы образования детей старшего дошкольного возраста, проводившегося в 2010–2013 гг. Среди причин, тормозящих реализацию новой программы дошкольного образования, в нем названы не только недостаточная квалификация педагогов, отсутствие у них интереса и мотивации, но и неукомплектованность штатов, проблемы материально-технического и учебно-методичного обеспечения.
Однако, несмотря ни на что, все действующие программы детского сада центральной фигурой считают педагога, а не ребенка и его развитие. Они направлены на подготовку к школе, а не на овладение навыками практической жизни. А развитию и воспитанию уделяется гораздо меньше внимания, чем организации учебного процесса. Именно такие выводы представлены в комплексном исследовании состояния дошкольного образования, проведенном Европейской исследовательской ассоциацией (ЕRА). "Материалы, связанные со становлением личности ребенка в действующих программах либо отсутствуют вообще, либо представлены формально, схематично и неполно", - подчеркивают эксперты.
Это и не удивительно. Всезнающая и категоричная Марь Иванна, строго воспитывающая не только детей, но и родителей - уже привычный образ в нашем образовании. В методических рекомендациях к одной из рекомендованных в этом учебном году программ я нашла специальные советы воспитателям по "гуманизации отношений с родителями": "считаем возможным предложить работникам дошкольного учреждения в общении с представителями семей наряду с повествовательной, восклицательной и отрицательной формами предложений использовать вопросительную", "опытный педагог не только учит и воспитывает родителей, но и сам у них учится", "важным аспектом гуманизации системы работы с семьей является формирование у родителей самоуважения... Это не значит, что не следует объективно оценивать родителей - их слова, поступки, последствия определенных действий. Речь идет о необходимости отдавать предпочтение положительным оценкам".
Но вернемся к программам. Будем справедливы - все проблемы начинаются не с них, а с документа более высокого ранга - государственного стандарта (Базового компонента дошкольного образования). Год назад этот документ был оновлен и осовременен. Однако несмотря на "косметический ремонт", до сих пор наглядно демонстрирует - в нашей стране не понимают целей и ценности дошкольного образования. Особенно отчетливо это видно, если сравнить наш циркуляр со стандартом Российской Федерации, утвержденным буквально накануне этого учебного года.
"Их" стандарт - это "согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, требования к программам, учебным заведениям - условиям воспитания и обучения".
А в нашем "зведено норми і положення, що визначають державні вимоги до рівня освіченості, розвиненості та вихованості дитини 6 (7) років; сумарний кінцевий показник набутих дитиною компетенцій перед її вступом до школи". Чувствуете разницу? Они требуют от авторов программ и учебных заведений, а мы - от ребенка.
В российском стандарте подчеркивается: "Специфика дошкольного детства…, а также системные особенности дошкольного образования… делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров" (инициативности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, чувства собственного достоинства, воображения, фантазии, творчества, любознательности, способности к принятию собственных решений).
В нашем стандарте не миндальничают со всякими там "целевыми ориентирами", а четко расписывают все, что должен уметь ребенок: считать, сравнивать, решать, выделять, знать…
Между тем мониторинговое исследование ИИТСО подтвердило: примерно 70% опрошенных родителей, воспитателей и учителей начальной школы считают главной задачей садика - вызвать интерес к обучению, 63% - развить логическое мышление, 59% - вызвать положительное отношение к школе, 51% - формировать коммуникативные способности.
Но обратить внимание на логику нужно, наверное, не только в детском саду. Мониторинг дошкольного образования у нас закончили в 2013 г., а его новый стандарт приняли на год раньше, в 2012 г., не дожидаясь результатов. Может быть, поэтому он так отличается от ожиданий родителей и педагогов?
А вообще с глубоким и системным мониторингом качества всего дошкольного образования у нас в стране пока не сложилось. На локальном уровне он проводится в отдельных регионах и детсадах по их собственному разумению, но анализа на общегосударственном уровне по вертикали нет. Как нет и инструментария, с помощью которого можно было бы судить о качестве социальной услуги "дошкольное образование", предоставляемой государством гражданам.
С другой стороны, нельзя сказать, чтобы государство совсем уж не интересовалось дошкольниками. В 2011 году была принята Государственная целевая социальная программа развития дошкольного образования на период до 2017 г. Ее цель - разработка и внедрение механизма развития дошкольного образования, обеспечение конституционных прав и государственных гарантий доступности и безоплатности получения дошкольного образования. Государственный заказчик и координатор программы - МОН.
Сам список шагов, предусмотренных этим циркуляром, вызывает двоякие чувства - хочется смеяться и плакать одновременно. Чего только не обещает программа - и увеличение количества детсадов, и виртуальные лаборатории вкупе с электронными пособиями, и многое другое… Но как мы узнаем, что запланированное счастье наступило?
"Прогресс в достижении цели и выполнении заданий программы оценивается двумя способами - через количество потраченных денег в сфере дошкольного образования и по количеству проведенных мероприятий, - говорится в исследовании ЕRА. - Итак, вольно или невольно разработчик программы признает, что бенефициарами мероприятий этой программы являются работники системы дошкольного образования и поставщики товаров и услуг для учреждений системы дошкольного образования, строительные организации, задействованные на строительстве детских садов…".
А что получат непосредственные потребители услуги "дошкольное образование"? Похоже, немного. Эксперты исследования ЕRА подчеркивают, что в программе отсутствуют показатели, которые характеризовали бы реальный прогресс в удовлетворении конечного потребителя в услугах сферы дошкольного образования, эффективность мероприятий и эффективность использования бюджетных ресурсов.
Например, обеспечение конституционных прав и государственных гарантий доступности дошкольного образования будет достигнуто путем увеличения количества детсадов. Значит, родители, у которых нет денег на платные услуги и репетиторов, по-прежнему не смогут надеяться на то, что государство выполнит свои обязательства перед их детьми. Об улучшении качества дошкольного образования и внедрении инноваций будем судить по рейтингам детсадов, количеству проведенных конкурсов и семинаров-практикумов. И еще по степени внедрения модели "диагностико-прогностического скрининга". Работа по сохранению и укреплению здоровья детей будет оцениваться по спортивным фестивалям, семинарам и конференциям.
Кстати, на 99% программа будет финансироваться из местных бюджетов. Из предусмотренных 5026,44 млн грн государство раскошелится только на 2,53 млн. Еще 0,81 млн дадут "другие источники" (уж не родители ли?).
Выделялись ли государством средства на государственную целевую программу?
С этим вопросом мы обратились в Государственную казначейскую службу. Как выяснилось, "отдельной бюджетной программы, по которой бы осуществлялось финансирование Государственной целевой программы развития дошкольного образования в течение 2011–2012 гг. и в январе-августе 2013 г. не предусмотрено". Но это не означает, что программа не финансировалась, объяснили нам в ведомстве. Возможно, средства на нее были выделены в числе прочих расходов на дошкольное образование.
Однако поразмышляем логически. По информации госказначейства, в 2011 г. дошкольникам выделили из государственных закромов 75,1 млн грн, в 2012 - 67,8 млн.
Между тем в паспорте государственной целевой программы указано, что в 2011 г. из госбюджета на нее не предполагается выделение средств вообще, а в 2012 г. будет выделена самая большая за все годы действия программы сумма - 1,4 млн грн. Поэтому уменьшение в 2012 г. финансирования дошкольного образования на 7,3 млн (а это почти 10%) выглядит очень странно. Финансировалась ли вообще эта программа? И если финансировалась - то насколько полно и за счет сокращения каких статей расходов в и без того нищем дошкольном образовании? Вопрос этот - далеко не праздный, так как по документам именно средства из госбюджета должны пойти на обеспечение детсадов учебно-методическими и дидактическими пособиями (сейчас их дружно покупают родители и сами воспитатели), создание электронной библиотеки, новых учебных программ. Все это, как и раньше, остается недосягаемой мечтой для детсадов.
Мы обратились в Счетную палату Украины с вопросом – контролировало ли это ведомство финансирование Государственной программы и сферы дошкольного образования в 2011-2013 году. Нам ответили, что планом работы Коллегии палаты это не предусмотрено.
Скоро состоятся парламентские слушания о состоянии нашего среднего образования, долго и бурно обсуждаются проблемы высшего и закон о нем. И только дошкольное, как Золушка, скромно стоит в закопченном углу и ни на чем не настаивает. Вряд ли государство возьмет на себя роль феи. Это придется сделать нам самим- общественности.