Профессия дипломата сегодня чрезвычайно престижная, привлекательная и почетная, тем более по сравнению с советскими временами. Ведь тогда украинские дипломаты невольно работали на призрачную идею построения коммунизма во всемирном масштабе. Иное дело — отдавать свои способности, профессионализм для обеспечения суверенных национальных интересов. В отличие от советской дипломатии, украинская не имеет таких недостатков, как чрезмерная иерархичность, кастовость, закрытость. А еще за годы независимости в нашем государстве создана собственная школа дипломатии.
На международной арене Украина утвердилась как надежный внешнеполитический партнер. Мы поддерживаем европейские ценности, у нас взвешенные отношения с другими странами, мы перевели в плоскость прагматических и взаимовыгодных связи с Россией. Наша стратегия в сфере внешней политики задекларирована на ближайшие 50 лет.
Безусловно, за годы независимости были определенные просчеты в сфере внешней политики. И все это — положительный опыт и негатив — сейчас учитывается при подготовке современных дипломатических кадров. По крайней мере в нашей Дипломатической академии.
Идея ее создания принадлежит первому министру иностранных дел Украины Анатолию Зленко. А воплотил ее в жизнь его преемник Геннадий Удовенко. Тогда, на заре 90-х, начала создаваться система международных отношений независимой Украины. Наше государство окончательно признали в мире, началась активная реализация суверенного внешнего курса. Следовательно, возникла потребность в пополнении внешнеполитического ведомства кадрами.
Конечно, существовал и сейчас существует Институт международных отношений Киевского национального университета им. Т.Шевченко. Но для дипломатической работы нужны зрелые люди с определенным профессиональным, а главное — жизненным опытом. Дипломатическая академия создавалась именно как учреждение для таких людей. В сентябре 1996 года она набрала первых слушателей. С того времени из ее стен вышло более 500 выпускников — магистров внешней политики.
В мире существуют различные школы дипломатии. Например, британская. Это дипломатия монархических стран. Ей присущи определенная иерархичность, клубность. У нас дипломатия не носит такого кастового характера. Она ориентирована на европейские стандарты. Мы стараемся взять лучшее из дипломатического опыта и Европы, и Америки, и бывшей советской школы дипломатии.
В свое время Геннадий Удовенко определил три основные черты — три «П» —украинского дипломата: профессионализм, порядочность и патриотизм.
Именно такие люди становятся слушателями академии. Дипакадемия готовит и повышает квалификацию не только сотрудников Министерства иностранных дел, но и других государственных органов центральной исполнительной власти, областных администраций, госслужащих, отвечающих за европейскую интеграцию, внешнеэкономическую деятельность на региональном уровне. За время существования академии около 400 сотрудников центрального аппарата МИД повысили свою квалификацию. Они учатся по специальным программам, заказанным министерствами. Например, надо повысить уровень дипломатов или работников ведомства в вопросах европейского права — такой курс формируется на заказ.
Сейчас академия стоит на пороге реформирования. Она принимает вызов времени относительно новых задач перед дипломатией. Речь идет прежде всего об усилении экономизации внешнеполитического курса. Экономизация, произошедшая в странах Европы после окончания холодной войны, требовала укомплектования министерств иностранных дел профессиональными экономистами. Например, в МИД ФРГ таких было треть. Экономизация предусматривает, что дипломатическая служба должна идти бок о бок с национальным товаропроизводителем и национальным экспортером. К сожалению, для Украины еще не стали традиционными совместные совещания дипломатов и бизнесменов, как это практикуют во Франции, Германии, Великобритании. Там дипломатов спрашивают, что они сделали для бизнеса, для продвижения капиталов и защиты бизнес-интересов за границей. Речь идет не о критических ситуациях, как, например, дипломатическое обеспечение антидемпинговых расследований, а о дипломатическом сопровождении проникновения на рынки тех или других стран.
Недавно приняли новую концепцию развития Дипломатической академии. Для учебного заведения — это стратегическая программа развития, которую принимают на пять лет. В ней заложены определенные идеи и задачи на опережение, чтобы подготовиться к будущим изменениям.
За десять лет существования академии изменилось именно внешнеполитическое ведомство страны: его структура, суть выполнения дипломатической миссии, реализации внешнеполитического курса и тому подобное. Это побуждало к переосмыслению своей работы и Дипломатическую академию.
Например, до сих пор не было четкого механизма заказа на выполнение просвещенских услуг Дипакадемии. Учебный процесс формировался ситуативно, в определенной степени — интуитивно. Мы не получали от МИД четкого указания относительно того, сколько и каких специалистов нужно готовить для стран, например, Юго-Восточной Азии или Латинской Америки. Не существовало и четкого механизма относительно языковой подготовки. Конечно, английский изучали все слушатели академии. А вот сколько нужно людей, владеющих польским, венгерским или арабским, мы не знали. Сейчас выработан механизм взаимодействия между департаментом кадров министерства, структурными подразделениями ведомства. Поэтому академия будет выполнять четкий кадровый заказ МИД.
Впервые начинает действовать четкая структурная градация сотрудников Министерства иностранных дел, которые будут обучаться в Дипакадемии по уровням. Базовый двухлетний курс по уровню магистра внешней политики будут проходить такие сотрудники МИД, как атташе, третьи и вторые секретари посольств, имеющие соответствующее высшее образование, но без базового.
Внедряются двух- или трехмесячные курсы повышения квалификации с отрывом от производства и для руководящего состава МИД. Это будущие послы, генконсулы, руководители зарубежных учреждений... Будут повышать квалификацию сотрудников министерства, впервые принятых на дипломатическую службу. Также внедряется тренинговая программа для административно-технического персонала министерства.
Для вновь назначенных послов будут проводиться специальные тренинги с учетом особенностей региона службы дипломата. Они содержат соответствующие спецкурсы — управленческий менеджмент дипломатического учреждения, специфика региона, страноведение, политическая ситуация. Такой тренинг — активная информационная подготовка непосредственно перед отправкой на новое место службы.
Академия должна заниматься научным сопровождением деятельности МИД. На ее базе разворачивается научно-исследовательская и аналитически-экспертная работа. В Дипакадемии уже действует Институт внешней политики. Министерство должно сформулировать ему научный заказ. Ежегодно институт будет выдавать аналитику относительно внешней политики Украины: стратегические оценки, прогнозы и приоритеты. Он уже разрабатывал темы энергетической безопасности Украины, региональных конфликтов в мире и т.п.
В контексте этой научно-исследовательской деятельности в Дипакадемии будет своя аспирантура, свой специализированный совет по защите диссертаций. Мы должны максимально приблизить тематику курсовых и дипломных работ наших слушателей к потребностям внешнеполитического ведомства, чтобы они были определенным заказом от департаментов министерства.
Кроме того, академия подписала около 30 международных соглашений о сотрудничестве с дипломатическими академиями и школами как Старого, так и Нового Света. В частности, у нас налажены стабильные партнерские отношения с Германией, Канадой, Россией, США, Швецией, Эстонией, Грецией и т.п.
Таким образом создаем мощную школу украинской дипломатии, которая продолжит традиции предшественников и вместе с тем будет способна адекватно реагировать на изменения во внешнеполитической среде. В стенах академии объединятся наука и практика дипломатической службы. И наша альма-матер будет выпускать высокопрофессиональные дипломатические кадры, которые будут работать на демократический имидж Украины и укрепление ее авторитета в мире.