Хотя элементы платного обучения у нас в стране стали внедряться еще в начале 90-х, отношение к такому варианту получения высшего образования продолжает оставаться далеко неоднозначным. Сперва и в преподавательской среде от этой идеи тоже были не в восторге. Но когда в 1993 году вузам было предписано расходовать выделяемые государством средства только на зарплату и стипендию, стало очевидно, что иными альтернативами дальнейшего выживания отечественные вузы попросту не располагают. Наверное, понимали это и в министерстве, хотя отношение чиновников к подобной перспективе было чрезвычайно осторожным. А тем временем высшие учебные заведения вынуждены были внедрять новый вид обучения на полулегальных основаниях - при полном отсутствии какой-либо нормативной базы и упорном нежелании министерства не то что ее разрабатывать, а даже рассматривать уже подготовленные проекты документов. Впрочем, теперь это уже пройденный этап.
Платное обучение, став свершившимся фактом, получило не только официальное признание, но и необходимую юридическую базу. Однако то обстоятельство, что каждый вуз вынужден был внедрять его самостоятельно, наверное, повлекло за собой и существенное различие в расценках за возможность овладения одной и той же специальностью. К примеру, одни считают, что овладеть азами престижного нынче правоведения можно лишь после ежегодной уплаты 3 тысяч долларов, другие удовлетворены аналогичной суммой в гривнях...
- На мой взгляд, спор относительно того, сколько должно стоить обучение, во многом беспредметный, - считает профессор, доктор технических наук, ректор Запорожского государственного университета Вячеслав Толок. - Ведь какую бы высокую цену кто ни назначил, при желании можно доказать, что есть все основания увеличить ее еще больше. Во-первых, потому, что материальная база, которой располагают наши вузы, слишком отстает от уровня, достигнутого цивилизованным миром. А во-вторых, учебный процесс можно улучшать бесконечно... Гораздо актуальнее другая проблема - а найдутся ли желающие вкладывать столь внушительные суммы в образование?
В нынешнем учебном году половину первокурсников Запорожского госуниверситета составляют те, кто принят на платную форму обучения, так называемые контрактники. В других запорожских вузах их немного меньше - порядка 30-40 процентов. В данном случае все зависит от финансовых возможностей, которые предоставляет учебному заведению госбюджет. Нетрудно догадаться, что в недалеком будущем удельный вес контрактников станет еще больше. Следовательно, получение образования за счет бюджета окончательно превратится в привилегию для единиц - наиболее одаренных. А как быть тем, кто в силу разных причин не ослепил приемную комиссию выдающимися талантами, однако вполне способен проявить себя в будущем?
Сопоставив эти тенденции со снижающимся из года в год общим уровнем доходов населения, неизбежно приходишь к выводу о том, что и переход на платную форму обучения может не стать вожделенным спасательным кругом, с помощью которого отечественные вузы надеются остаться на плаву.
- Исходя из этих соображений, у нас и возникла идея попытаться помочь семьям наших будущих студентов загодя накопить средства для обучения, - рассказывает профессор Толок. - Суть ее состоит в следующем. Родители заключают с университетом договор, который гарантирует, что при условии накопления необходимой суммы для оплаты за весь срок обучения их сын или дочь станут студентами независимо от того, какой будет конкурс. Разумеется, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Это своего рода льгота, уровень которой находится в прямой зависимости от размера накопленной суммы. Однако, как вы сами понимаете, реализовать эту идею возможно лишь с помощью банка, который непосредственно занялся бы накоплением средств на учебу.
К сожалению, в областной дирекции «Укрсоцбанка», клиентом которого был университет, вузовскую задумку не приняли. Вероятно, потому, что ее реализация требовала определенного финансового риска и не предполагала немедленной отдачи. Претворить этот проект в жизнь взялись в запорожском банке «Металлург», с которым у вуза сложились добрые деловые контакты.
- Работу над созданием системы накопительных вкладов мы начали около года тому назад, когда университет еще не был нашим клиентом, - говорит начальник управления маркетинга банка «Металлург» Владимир Котляренко. - Казалось бы, задача была несложной, ведь существует система депозитных вкладов, можно ею воспользоваться. Однако мы понимали, что механическое заимствование вряд ли окажется привлекательным для потенциальных участников данной программы. Скажем, в чем заключается главный недостаток традиционного срочного вклада для клиента? Если он затребовал вложенные средства раньше оговоренного срока, значит, на проценты по вкладу он уже не вправе рассчитывать. Мы же пошли по другому пути, предоставив владельцам накопительного вклада возможность пользоваться им в режиме текущего счета с ежедневным начислением процентов, величина которых зависит от общей структуры данного типа вкладов. К тому же чем ближе объем накопленных на счете средств к сумме, необходимой для оплаты обучения, тем выше размер процентной ставки по вкладу. Подобного вида услуг не предоставляет ни один банк Украины, это наше ноу-хау. Естественно, банк не может гарантировать 100 или 150-процентный годовой доход вкладчикам, хотя это вовсе не исключено. Все определяется общим количеством участников программы, которые ежедневно будут получать информацию о величине процентной ставки по вкладам. На наш взгляд, это станет для них дополнительным стимулом для накопления средств.
И университет, и банк готовы к реализации программы уже в этом году, разработав необходимую нормативную базу, а также проведя полный комплекс виртуальных испытаний. По мнению инициаторов, это лишь первый шаг в деле дальнейшего развития и улучшения платной формы обучения с тем, чтобы она стала максимально доступной для населения. Заинтересованность к ней проявили и другие запорожские вузы. В частности, к внедрению системы накопительных вкладов потенциальных студентов готовятся инженерная академия и технический университет.