В прошлом году в Гонконге 11-летний Вонг Минсун выбросился с 34-го этажа, оставив записку, что боится идти в школу, поскольку не успел сделать домашнее задание. Некоторые школьники в Гонконге тратят по три часа в день на домашнее задание, и это, говорят, стало причиной целой серии самоубийств.
В целом по всему миру никакой перегрузки домашними заданиями нет. В последнее время выходит все больше исследований, авторы которых приходят к недвусмысленному выводу: домашние задания полезны, очень полезны и особенно полезны детям, нуждающимся в помощи. Однако многие развитые страны явно отстают в этом отношении.
Если посмотреть по странам, то объем работы, выполняемой детьми дома, очень различен. От примерно 4,5 часа в неделю в Швеции до 9 часов в Венгрии. В среднем ученики средней школы в развитых странах тратят на домашние задания семь часов в неделю. В Америке и Англии - около пяти-шести часов. Если школьник проходит, скажем, пять предметов, на каждый приходится 15 минут в день - жалкая толика того времени, которое проводится у телевизора. Связь между домашними заданиями и успеваемостью очевидна. В широком смысле домашнее задание означает увеличение времени на изучение предмета. Оно позволяет школьнику практиковаться, учит его дисциплине и, что не менее важно, способствует тому, чтобы внимание родителей, всей семьи концентрировалось на образовании ребенка.
Проведенными исследованиями подтвержден любопытный факт: школьник, не делающий уроков, но имеющий среднюю успеваемость, поднимается до уровня лучших учеников, составляющих треть класса, если начнет выполнять домашние задания в среднем объеме. Один британский исследователь доказал, что ученики начальной школы, ежедневно работающие дома по 75 минут, показывают на экзаменах значительно более высокие результаты, чем те, у кого уходит на уроки лишь полчаса или меньше.
Некоторые родители могут сказать, что ничего удивительного и многозначительного здесь нет. Много- работающие дети - это обычно умные дети, растущие в достаточно комфортабельных условиях. А потому-де успеваемость связана прежде всего с домашними условиями, а не непосредственно с домашними заданиями. Это, однако, неверно. Если разделить школьников на группы по способностям, этнической принадлежности, доходу семьи и уровню образования родителей, а затем сделать сравнения внутри каждой группы, то окажется, что выполнение домашних заданий оказывает сильнейшее влияние на успеваемость во всех этих группах. Доказано, что влияние домашней работы на успеваемость уступает только индивидуальным способностям ребенка и оказывается важнее расовой принадлежности и положения семьи.
Вообще выполнение домашних заданий является мощным уравнителем. При этом важно, что выравнивание происходит на более высоком уровне. Обследуя мальчиков из британских начальных школ, Майкл Холмс и Пол Кролл обнаружили, что дети из рабочих семей получают больше от домашних заданий, чем их более обеспеченные одноклассники. Делая домашние задания, ребята из рабочих семей добиваются тех же успехов, что и дети из семей среднего класса. То же самое с детьми малообразованных родителей: делая домашние уроки, они достигают той же успеваемости, что и их сверстники, чьи родители учились в привилегированных учебных заведениях. Более того, выполнение домашних заданий может оказаться столь же действенным фактором, как и индивидуальные способности. Например, японские школы, где учатся дети самого различного происхождения и способностей, отличаются очень высоким уровнем своих выпускников. И главная тому причина - масса домашних заданий, выполняемых детьми.
Но школа может и подавлять. Примером тому случаи самоубийств в Гонконге и Японии. Однако и тут есть сюрпризы. Согласно одному исследованию, 11-летние школьники на Тайване делают дома вдвое больше уроков, чем их японские сверстники, а последние вдвое больше работают дома, чем пятиклассники в Америке. Китайские школьники больше других любят делать уроки, а американские меньше всех. Это, конечно, не значит, что домашние задания стимулируют любовь к учебе. Но это показывает, что культура, концентрирующаяся вокруг образования, отнюдь не предполагает обязательного отношения детей к учебе как к делу тяжелому и бессмысленному.
Вплоть до 60-х годов многие прогрессивные ученые, работавшие в области просвещения, считали домашние задания вредными для здоровья детей и процесса их обучения, поскольку, как утверждалось, нагрузки оказывались слишком велики, а родители постоянно вмешивались в дела учителей-профессионалов. Теперь уже ясно, что эти теоретики были стопроцентно неправы. Мораль для школьников, читающих эту статью, ясна: теперь вы знаете, что нужно делать.
Журнал «ЭКОНОМИСТ» (Лондон)