"Цветные школы", или Почему тормозит реформа?

9 февраля, 16:38 Распечатать

Для реформирования украинского образования можно выбрать теорию спиральной динамики. 

У поисков философского камня в Средневековье и реформы образования в современной Украине много общего. Каждый считает себя экспертом, у каждого твердое и непоколебимое мнение, что именно он прав, и все вместе и вопреки каждому ищут некий "волшебный ингредиент", который принес бы педагогическое счастье, дал просветление умам и вмиг создал бы уникальную украинскую школу радости. Все бы ничего, но украинские дебаты трудно себе представить без взаимных обвинений и конфликтов. 

В многоголосом образовательном реформировании в Украине следовало бы больше прислушаться к противоположным мнениям, чем искать единственно правильную стратегию для всех. Калькирование школьных систем стран-соседей — тоже не всегда хороший выход. Мы говорим о реформировании образования, а следовательно, о новых взглядах на рост человека — физический, моральный, духовный. 

В мире хаоса мы должны выбрать систему, которая пролила бы свет на многоголосые идеи реформирования украинского образования. Например, теорию спиральной динамики. Она гениально проста. Все настолько логично, что даже кажется, будто это научное философское исследование, а не сказочная история. Впервые закономерность в развитии сознания описал Клер Уильям Грейвз, потом были дополнения и новые исследования, и миру стали известны имена Дона Бека, Криса Кована, Кена Уилбера и других. В Украине главным "евангелистом спиральной динамики" называет себя Валерий Пекар.

Клер Грейвз, будучи преподавателем философии, проанализировал, как на протяжении веков менялись подходы человечества к ценностям, и заметил определенную закономерность: ориентация на ценности происходила в направлении от "я" до "мы", а потом повторялась снова. Так и вышла спиральная модель: "мы–я–мы–я", и так далее. Каждый этап для лучшего понимания условно получил цветовую окраску. У разных авторов она несколько отличается. На сегодняшний день есть шесть достижимых для четкого понимания этапов развития сознания первого уровня: бежевый, фиолетовый, красный, синий, оранжевый, зеленый. Два последующих этапа второго уровня также описаны, но недостаточно исследованы: желтый и бирюзовый. Дальше должен идти коралловый уровень.

Модель спиральной динамики, равно как и таблица Менделеева, открыта, то есть все последующие исследования должны были бы быть просто закономерным дополнением уже известного и исследованного.

Почему спиральная динамика должна быть важной именно для педагогики и школы? Ответ на самом деле на поверхности. Школа перестала быть учреждением трансляции знаний и контроля над их успешным усвоением. Школа — это люди, которые ее формируют, наполняют, оживляют. Это учреждение является отражением общества и меняется согласно потребностям времени, учителя передают своим воспитанникам информацию о ценностях и о самом духе времени. 

В Украине же ситуация непростая. В частности Валерий Пекар в своем докладе сравнивает современную Украину с типично средневековой страной, которая с "синей" постепенно двигается к "оранжевой". Исследователи спиральной динамики утверждают, что переход от одного уровня сознания к другому возможен лишь тогда, когда предыдущий этап прожит в полной мере, а полученного опыта в обществе будет достаточно, чтобы выделить лидера с высшей степенью сознания. Украина до сих пор не может научиться синей системности: дисциплинированности, планированию на перспективу, формированию устойчивых и имеющих способность к росту организационных структур. Современные дети часто быстро проходят все стадии эволюции сознания, и уже в подростковом возрасте у них здоровое "оранжевое" мышление. Молодые люди много путешествуют и думают совсем по-другому, выделяя для себя "оранжевые" или "зеленые" ценности. 

У нас в большей степени "синее" общество, еще не получившее достаточного "синего" опыта, чтобы перейти на новый этап общественного сознания. Мы воспитываем "цветных" детей, которые ходят в "синюю" государственную школу, и пытаемся внедрить "зеленую" концепцию новой украинской школы (НУШ), заимствованную из других стран.

Фредерик Лалу в своей работе "Компании будущего" описывает развитие и стиль менеджмента компаний с разными ценностными ориентирами, поскольку с каждым новым этапом развития человеческого сознания происходит прорыв в способности к сотрудничеству. Можно попытаться перенести такие модели на общеобразовательные учреждения.

Можно по-разному относиться к спиральной динамике, к описаниям и классификациям, но есть неизменные вещи, которые следует учесть. Развитие сознания происходит очень индивидуально, при еще недостаточно исследованных условиях. "Никого нельзя заставить развить свое сознание, даже с хорошими намерениями", — считает Ф.Лалу. Поэтому мы должны учиться жить рядом с людьми, которые имеют право жить по понятным им сценариям. Нельзя, таким образом, говорить, что люди, выраставшие на "синих" ценностях, привычках и традициях 80-х годов прошлого века, неправы. И обвинять их в торможении реформы тоже несправедливо. Своя правда и у реформаторов, которые ловят тренды нашего настоящего, интуитивно чувствуют, что мир требует изменений, и хотят все и всех перестроить на "оранжевый" или "зеленый" лад. 

Любые образовательные реформы, если они идут свыше, должны идти через глубокое осознание того, что нужно и детям, и родителям; насколько благоприятны условия в уже существующих педагогических коллективах. Если "красный" директор школы уже двадцать лет держит всех в ежовых рукавицах, а учителя убеждены, что дети болваны и что пока не припугнешь, не научишь, то даже если на стенах такого заведения написать концепцию НУШ ярким маркером, все равно это будет напрасно. А курсы повышения квалификации в институтах последипломного образования не будут ставить себе целью личностный рост учителей, а максимум, что сделают, — расскажут им, как по-новому составлять планы и заполнять журнал с новыми разделительными знаками.

Есть несколько важных правил спиральной динамики:

— люди не бывают "синими", "красными" или еще какого-то типа сознания; может просто преобладать (доминировать) набор каких-то типичных ценностей, вкусов или отношения к другим;

— спиральная динамика — это не стремянка; человек в эволюции своего сознания не поднимается выше, не переходит, оставляя уже пройденные этапы, а просто расширяет свое мировосприятие и самовосприятие; 

— нельзя перепрыгнуть с оранжевого на бирюзовый уровень или с красного на зеленый, эволюция сознания происходит через глубокое переосознание всего, через обретение определенного опыта путем вхождения в кризисный период. 

В Украине оптимальным будет ввести параллельное существование обязательных "синих" школ с "синим" менеджментом до 9-го класса (учитывая, что по индивидуальному развитию человеку естественно нужно научиться жить по "синим" ценностям) и экспериментальных "зеленых" с "зеленым" менеджментом, который всем известен как проект "Новая украинская школа". Какую же ценностную основу мы должны воспитывать в начальной и основной школе (до 9-го класса), чтобы ученики старшей школы могли стать настоящими "оранжевыми" исследователями и лидерами, стартовали с ценностным багажом во взрослую жизнь? Анатолий Баляев называет такие ценностные ориентиры человека, которые указывают на "здоровое звучание синего" и которые должна была бы воспитывать сейчас украинская школа на старте образовательного процесса: понятие о смысле жизни, преданности, единстве, порядочности, чести, достоинстве, благородстве, правде, законности, справедливости, патриотизме, порядке, дисциплине, подвиге, стабильности, умение составлять долгосрочные планы. Согласитесь, этого так не хватает в современном обществе! Если кому-то покажется, что все это уже вне модных трендов, то он ошибается. Любая шведская или финская ("зеленая") школа учит учеников еще в начальных классах ожидать своей очереди, слушать других, планировать свой день, своевременно ложиться спать, составлять списки литературы для чтения, убирать за собой, помогать друзьям, сотрудничать, заниматься спортом. Это невероятно стоимостные компетентности, ключевые для всего дальнейшего личностного роста. У кого из взрослых нет проблем с таймингом, режимом дня, самодисциплиной? А вся эта "недоработка" идет с детства. У нас огромный арсенал педагогических работников, мастеров своего дела, которые дают крепкие знания, умеют воспитать честных, справедливых детей. Эти педагоги, которых сейчас часто рассматривают как специалистов с устаревшим — "совковым" — мышлением, хорошо знают, как ходить с детьми в походы, организовывать веселые праздники. Они учили учеников уважать старших, убирать за собой вещи в классе и на школьном дворе, сажать на грядках морковь и петрушку, а в садах яблони, что-то вместе мастерить, быть верными друзьями, заступаться за слабых и собирать макулатуру. Что в этом плохого? И если школе для достижения воспитательных целей нужна школьная форма, то нельзя критиковать ее за "нивелирование личности". Никакому ребенку не повредит научиться быть частью компании, его личностный мир от этого не обеднеет, а только обогатится. Проблема в другом, и каждый об этом знает: не хватает честности и здравого смысла у участников образовательного процесса. Процветает профессиональная некомпетентность, театр абсурда в образовательном менеджменте, какие-то бессмысленные бумажные перипетии между экспертами, конфликты в школьных коллективах и т.п. Это и есть настоящая беда, а не написанный на бумаге по-новому или по-старому закон, стандарт, программа, книга с иллюстрациями, школа без пластиковых окон и другие несущественные вещи.

А что же делать с Новой украинской школой? Мечта о равноправном, счастливом, хорошем и эмпатийном обществе должна жить, агенты изменений должны и дальше воплощать свои особые идеи, создавать учебные заведения, основанные на взаимодоверии, любви, тонких партнерских отношениях. Этот процесс должен был бы двигаться параллельно с движением "синих" образовательных заведений. Наше государство имеет право на собственные педагогические эксперименты, Вальдорфские школы с украинским колоритом и "саммерхиллы" в Карпатах. Здесь, при согласии всех участников образовательного процесса и при наличии мотивированных специалистов, можно было бы делать педагогические чудеса, интегрировать уроки, петь на математике и танцевать на физике. "Зеленые" школы — это невероятный шанс для детей с особыми образовательными потребностями учиться качественно и с удовольствием. Однако же, как мы уже упоминали выше, нельзя сделать кого-то насильно реформатором, новатором или Александром Ниллом. Таких курсов повышения квалификации еще не придумали. 

10-й, 11-й, 12-й классы — это период для "оранжевых" школ. Это должна была бы быть платформа для роста будущих предпринимателей, исследователей, новаторов. Таким образом, ВНО в 9-м классе является вполне логичным этапом перехода к профильному образованию.

Тему "цветных школ" можно интерпретировать и дальше. Дискуссии, предложения и возражения неотъемлемы в процессе совершенствования и развития. Важен в хаосе мыслей об образовании выбор системы, а спиральная динамика в этом смысле дает интересные ориентиры не только для раздумий о целостности мира и человека, но и для направления личностного роста каждого учителя и зарождения новых движений в реформировании школы. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно