CТУДЕНТЫ НА ЛЕКЦИЯХ ТЕПЕРЬ НЕ СПЯТ

22 марта, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 22 марта-29 марта

Лекций — меньше, времени на самообразование — больше. Это решение Министерства образования и науки Украины студенты восприняли по-разному...

Лекций — меньше, времени на самообразование — больше. Это решение Министерства образования и науки Украины студенты восприняли по-разному. Опрос, проведенный среди тех, кто учится в вузах Киева, показал абсолютно противоположные мнения по этому поводу. В целом вывод можно сделать такой: внедрение новшества должно быть сугубо индивидуальным для каждого вуза, специальности, курса. Ведь если речь идет о гуманитарных дисциплинах, то самостоятельная работа с материалом студенту по силам, в отличие от точных наук, где контактировать с преподавателем нужно намного больше.

Студенты инженерно-физического факультета НТУ «КПИ» узнали о запланированных изменениях от преподавателей. Но, поскольку университет не в состоянии предоставить необходимые учебные пособия и учебники для самостоятельного изучения, практиковать такую систему нет смысла. А вот на факультете теплоэнергетики этого же вуза лекций стало меньше, хотя количество учебного материала осталась неизменным. Потому у преподавателей очередная проблема — вычитать все это за более короткий промежуток времени. Конечно, немало зависит от мастерства самого педагога. Иначе придется, как говорят сами студенты, сидеть в библиотеке и листать тонны книг примерно 1969 года выпуска, с половиной вырванных страниц (согласитесь, пользы это не приносит). Тем не менее такие обстоятельства можно считать еще довольно «благоприятными» для учебы, сравнивая с ситуацией, которая сложилась, скажем, в Украинском государственном университете пищевых технологий. Здесь лекции почитают за счастье, поскольку читальный зал на ремонте и подготовиться к семинару весьма проблематично.

В Киевском педагогическом университете им. М.Драгоманова самообразованию уделяют значительное внимание уже давно. Хотя для самостоятельного обучения студентам отведено немало времени, все оно идет на работу с книгами в библиотеке. Относительно практики по специальности студенты факультета психологии говорят: «Если сам не откопаешь — ничего не получишь».

Студентам Киевского государственного экономического университета решение об уменьшении количества лекций нравится. Ведь, по их словам, на них ходили только ради галочки. Студенты же Национального медицинского университета им. А. Богомольца отметили, что уделяют самообразованию много времени, но, несмотря на выданные библиотечные пособия, вынуждены еще и сами покупать литературу. Позволить это себе может далеко не каждый. Например, трехтомник атласа Синельникова по анатомии стоит «неподъемные» для многих студентов 500 гривен.

На вопрос «Создает ли учебное заведение условия для самообразования?» почти все ответы были отрицательными. Большинство студентов под самообразованием понимают работу с литературой в библиотеке. Ответами на вопрос, есть ли другие варианты освоения избранной профессией, были лишь удивленные взгляды. Складывается впечатление, что, кроме библиотек, в студенческом самообразовании ничего больше не существует. А как относительно «всемирной паутины», чьи информационные ресурсы могут пригодиться абсолютно всем? К сожалению, не является новостью, что во многих учебных заведениях Интернет отсутствует. Но и там, где он есть, — сложности. Как говорят студенты, «пока дождешься очереди, то и Интернета не захочется».

Среди студенческих мнений относительно целесообразности уменьшения аудиторных занятий самой яркой было такое: «Я — за уменьшение количества лекций. Но о какой библиотеке может идти речь? Вы что, издеваетесь? Умные и «продвинутые» преподаватели дают электронный конспект лекций, который можно распечатать, — и нет проблем». И впрямь, беспрерывно конспектируя полтора часа лекцию, думаешь лишь о том, как бы успеть все записать, а не понять. Преимущество электронного конспекта не только в его удобности, но и в том, что каждый педагог, как правило, хочет услышать свою точку зрения. Наиболее приемлемым вариантом такой системы образования студенты считают семинарско-консультативные занятия, когда преподаватели объясняют непонятные моменты уже прочитанных конспектов-лекций. Такая система лучше всего подходит старшекурсникам, подавляющее большинство которых уже работает.

На вопрос «Что вы будете делать в свободное от лекций время?» ответы давались в следующем порядке: прежде всего пойду на работу, потом буду отдыхать, а остальное свободное время (если оно будет) — учиться.

Так вот, среднестатистический студент вынужден совмещать учебу с работой. Это подтверждает мнение о том, что самообразованием могут заниматься люди материально независимые. Тем не менее нужно подчеркнуть: все студенты осознают важность самообразования, без которого, даже с гениальными лекторами, специалистом не станешь.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно