Поиском ответа на этот вопрос занялось подразделение американского министерства образования, занимающееся оценкой прогресса в области образования. Недавно оно обнародовало результаты первого общенационального тестирования глубины экономических знаний 11 500 выпускников средних школ. Как оказалось, 79% юных американцев изучили основы экономической премудрости. В их числе 42% способны анализировать определенный круг экономических проблем, что свидетельствует об уровне выше среднего, а 3% удалось продемонстрировать углубленные знания.
Как теперь оценивать полученные результаты, американские педагоги и экономисты представляют себе не очень хорошо. Роберт Дювал, президент Национального совета по экономическому образованию, считает, что говорить о хотя бы каком-нибудь благополучии можно только лишь при 90% положительных результатов. При этом как минимум от половины выпускников ожидают углубленных познаний. А вот Дарвин Виник, определяющий политику общенационального тестирования, считает полученные результаты более чем обнадеживающими. Теперь все будет зависеть от динамики. Сроки проведения следующего тестирования будут определяться финансированием, но ориентировочно оно запланировано на 2012 год.
Особого внимания заслуживает разрыв показателей для различных групп выпускников. Так, среди светлокожых выпускников положительные результаты показали 87%, а вот среди афроамериканцев — лишь 57%. И только 16% из последней группы продемонстрировали углубленные знания в области экономики.
Не меньшее влияние на уровень экономической грамотности имеет и образование родителей: среди тех, у кого хотя бы один из родителей окончил колледж, достаточные знания продемонстрировали 87%. При этом доля выпускников, которые прослушали общий курс по экономике, составила 55%. Еще 23% — специальные курсы по финансам, коммерции и т.д.
Примечательно, что в 1982 году только 49% выпускников освоили хоть какую-нибудь экономическую дисциплину.
Не меньший интерес у американцев вызвали и вопросы, заданные в процессе тестирования. Так, например, 72% выпускников смогли назвать по одному плюсу и одному минусу увольнения с работы (неполная занятость) ради продолжения образования. 46% смогли объяснить, как цена товара сказывается на соотношении спрос—предложение. 60% назвали факторы, ведущие к росту государственного долга, а 11% проанализировали, как изменение уровня безработицы влияет на показатели доходов, расходов и объемы производства.