ЧЕМУ УЧИТЬ? ВЫЖИВАНИЮ!

24 декабря, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №51, 24 декабря-30 декабря

В продолжение предыдущей статьи («ЗН» №50), в которой приведены данные о формальной и фактической о...

В продолжение предыдущей статьи («ЗН» №50), в которой приведены данные о формальной и фактической образованности активного населения Украины, коснемся весьма важного и актуального вопроса о перспективном содержании 12-летнего обучения в будущей школе, вводимом законом Украины «Об общем среднем образовании». Хотя недавно усилиями нашего Минобразования, пожелавшего не отставать от российских коллег, была пересмотрена значительная часть программ и стандартов для системы обязательного обучения, но сделанное опиралось на старые приоритеты - в целях, структуре и продолжительности, наконец, выборе комплекса предметов и их содержания. Новый закон значительно обесценил сделанное, вынуждая нас предложить дискуссию на тему «Каким должно быть перспективное содержание национального среднего образования?».

Вначале о терминах. В недавнем прошлом «обучение» и «образование» обозначали на русском языке преимущественно информационно-профессиональную часть довольно длительного, активного и жестко контролируемого комплексного процесса превращения новорожденного в «активного строителя коммунизма». Поэтому работа школ, профтехзаведений и вузов (правда, туда попадали немногие) состояла в неукоснительном выполнении учебных планов, программ, инструкций, методических писем и т.д. Излагать в официальных учебных заведениях СССР «что-нибудь» альтернативное или несоответствующее было (и это мы еще не забыли) чрезвычайно опасно для свободы и здоровья. Тогда обучали только тому, что требовалось. Соответственно, и даже не слишком завуалированно, провозглашали цели воспитания и обучения, определяли эти понятия в словарях. Безопасность жизнедеятельности в СССР сводилась к послушанию и соответствию определенным нормам (включая таковые и для триады «знания, умения и навыки»).

Что же изменилось в целях и содержании образования за годы независимости Украины?

Ответить кратко можно так: изменений много, но их все еще чрезвычайно мало. Пример - определение целей образования в наше время. При всем их разнообразии ключевыми словами стали «социализация» (или «подготовка к участию в социальной жизни») и «достижение государственных стандартов обучения», дополненные разбросанными почти в произвольном порядке ритуальными словами типа «демократия», «правовое государство», «рыночная экономика», «независимость» и т.п.

Привычный для многих наших педагогов и политиков термин «социализация» чрезвычайно опасен и потенциально деструктивен по нескольким причинам, следовательно, должен быть заменен иным понятием. Так, если проанализировать толковые словари развитых стран, то окажется, что «социализация» имеет одно-единственное значение - «обобществление», как превращение личного и отдельного (отличного от всего иного) в общее, безличное и нивелированное. С точки зрения мыслителей демократических стран, словосочетание «социализация личности», столь часто применяемое ныне в Украине в научных статьях и даже заглавиях книг и сборников, означает «обобществление личности». Но очевидно, что этот процесс автоматически сопровождается ее уничтожением, превращением неординарного и автономного в усредненное, управляемое, послушное. Короче, на определенной стадии «социализации» любая личность теряет право считаться таковой. Продолжая высказанное, приходим к выводу, что изменений в целях образования, до сих пор формируемых «государством» при игнорировании приоритетов учащихся и общественности, у нас пока слишком мало (тех же щей, да пожиже влей).

Для совершенствования терминов автор предлагает заменить «социализацию» на «социумизацию». Это понятие более перспективное и вполне соответствует международной терминологии, связанной с описанием мировых тенденций в воспитании и обучении. Оно обозначает процесс и результат формирования активной и творческой личности в сочетании с ее равноправным и полноценным вхождением в «социум» как объединение равных, подчиняющихся почитаемым всеми общим нормам и правилам.

Это облегчит нам восприятие того факта, что в мире все активнее воплощается в жизнь тезис о необходимости служения системы образования не анонимному «государству», а общественности путем надлежащего учета во время воспитания и обучения интересов и прав каждого гражданина.

Кроме изменения парадигмального вектора с социализиции на социумизацию, наша система образования обязана перейти с государственных стандартов его содержания на национальные. Подчеркнув, что сравнение стандартов и содержания общего среднего образования Украины 80-х и 90-х годов обнаруживает лишь второстепенные (почти косметические) отличия, сосредоточим внимание на мировых поисках усовершенствованного ядра обязательного образования «для всех».

Справившись с согласованием общеприемлемого стандарта количественных параметров среднего образования (напомним его: 12-13 лет обучения; три-четыре заключительных года с углубленным изучением группы предметов, объективные выпускные экзамены), развитые страны приступили к стандарту содержания обучения.

Постепенно формируется понимание того, что истинная социумизация предполагает вооружение каждого обучаемого знаниями, умениями и навыками эффективной и безопасной жизнедеятельности в данном (а лучше - и в будущем) социуме. Образно говоря, речь идет о создании предпосылок достижения им пенсионного возраста в отличном состоянии и настроении.

Значительную активность в создании стандарта содержания обучения проявляют Совет Европы и дирекции Европейского союза. Имманентная дипломатичность и умеренность этих организаций объясняют сохранение в их предложениях классических предметов - родного и двух иностранных языков, математики, истории, географии, основ естественных наук и технологий, начальной социумизации с помощью комплексного «гражданского обучения». Новое состоит в акцентировании общеевропейских культурных и образовательных аспектов, формировании у выпускников школ уважения к мировым конвенциям (о правах человека и защите детей), парламентской демократии и пр.

Гораздо радикальнее предложения ученых-педагогов, требующих от школы обеспечивать учеников правовыми, экономическими, коммуникационными и многими другими знаниями и умениями. Чаще всего в публикациях выделяют и анализируют небольшую группу «особо важных» умений, игнорируя тот очевидный факт, что школа должна ориентироваться на комплексность и разнообразие, а не на примитивизм унификации и узости.

На этом фоне более привлекательными мы считаем попытки создания канона нового содержания обязательного образования, ориентированного на формирование у школьников основ современной цивилизационной компетентности. Этот новый интегральный термин обозначает весь достижимый комплекс знаний, умений и навыков, приобретаемых в школе и вне ее. Если немного упростить его представление, то придем к восьми большим группам компетентностей:

- рыночной культуре (предприимчивость, ответственность, культ труда в сочетании с гордостью за его результаты);

- правовая культура (почитание законов и их безусловное выполнение, уважение к свободе и равенству);

- демократическая культура (личная автономия и мобильность, гражданская активность, уважение к основным конвенциям, принципам парламентской демократии);

- культура диалога (толерантность, уважение к плюрализму, знание чужих языков и других культур, умение цивилизованно отстаивать свою позицию перед оппонентами и пр.);

- организационная культура (знание основ праксеологии, рационального администрирования, уважение к своему и чужому времени);

- технологическая культура (навыки безопасной и эффективной деятельности в современной техносфере, критическое отношение к ней, умение прогнозировать события и избегать опасности);

- экологическая культура (знание и применение законов экологии, умение сосуществовать с биосферой, сохранять и облагораживать ее);

- культура повседневного быта (знание валеологии, забота об эстетике своего окружения, прочные навыки бесконфликтного бытия и пр.).

Оставим читателям поразмышлять над сопоставлением полученных ими в школе навыков с приведенными основами цивилизационной компетентности, пример из рубрики «технологическая культура». Мы могли бы избежать многих мелких и крупных болезней, научи нас школа понятию «эффективной температуры» и умению вычислять ее по данным радио- и телевизионных метеосводок. Последние у нас удивительно примитивны и малоинформативны. Нам озвучивают все-все, что приводится на «картах» и маловыразительных схемах, вместо внятного рассказа и динамичного (в развитии на завтра и последующие дни) показа расположения и перемещения облачности и осадков, циклонов и антициклонов, зон раздела воздушных масс с существенно разными характеристиками (фронтов) и т.д. Это тем более обидно, что вся эта информация вкладывается всемирными организациями в Интернет и ее грамотное использование - лишь производная от желания тех, кто связан с отбором и подачей метеосводок по телевидению.

Приведенная таблица эффективных температур упрощена и дает лишь общие приближенные сведения, а метеорологи имеют в своем распоряжении и более точные средства определения эффективной температуры.

Эффективная температура гораздо лучше обычной информирует человека о воздействии на него трех величин - температуры воздуха, его относительной влажности и скорости перемещения относительно поверхности тела человека. На территории Украины эффективная и измеряемая температуры воздуха могут совпасть лишь теоретически (для этого воздух должен иметь нулевую влажность при полной неподвижности), отличаясь друг от друга как в одну, так и в другую сторону. В разгар лета при высокой относительной влажности воздуха эффективная температура выше измеряемой, поэтому неудивительно неважное самочувствие киевлян при превышении порога +30 о С.

Для зимнего периода типичной является ситуация, когда эффективная температура ниже (часто - гораздо ниже!) той, о которой мы слышим в метеосводках (последняя указана в первой строке таблицы). Например, после недавних метеонеприятностей для части территории Украины в ней почти везде установилась температура 9-10 градусов мороза при скорости ветра «10-15 м/с, при порывах - до 20-25 м/с». Из таблицы следует, что одеваться нужно не на «десять градусов», а на 28-34 (!), помня о том, что во время «порывов» будет и того холоднее.

Неплохо бы выучить приведенные данные, ведь они нужны не менее таблицы умножения, а главное, крайне полезны для всех, кто планирует пританцовывать на ветру и стуже часок-другой, сжимая в кулаке свой дорогой проездной билет на общественный транспорт. Право же, не нужно навлекать на себя вначале простуду, потом кучу воспалений, потом… только потому, что школа и средства массовой информации не ориентированы на формирование у нас современной цивилизационной компетентности.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно