Частные учебные заведения действуют во всех демократических странах. Для Украины они еще и признак прогрессивного развития общества. Частных школ мало, но и «продукция» у них не массовая. Как же живется частным школам в Киеве? Созданы ли законодательно установленные условия для их существования?
Александрийская гимназия — одно из «старейших» учебных заведений страны. Она начала работать буквально сразу же после принятия в 1991 году Закона Украины «Об образовании», который открыл дорогу созданию в нашем государстве частных школ. Сегодня Александрийская гимназия — одно из лучших и наиболее престижных средних учебных заведений не только столицы, но и всей Украины, что подтверждается адресами учеников — они приезжают со всей страны и из-за рубежа. В чем ее принципиальное отличие от «собратьев»? Во- первых, для педколлектива Александрийской гимназии качество знаний их подопечных (зафиксированные официально — стандартным способом: победы на олимпиадах, количество пятерок в табеле и т.д.) не является главной и единственной целью. Здесь ориентируются на то, что называется всесторонним и свободным развитием личности. Ребенок в гимназии имеет полное право быть самим собой, его не пытаются загнать в рамки стереотипов. Он может совершенно спокойно задавать заковыристые вопросы учителям и руководителям гимназии, спорить с педагогами и даже выходить победителем из словесных баталий. В Александрийской нет и намека на до сих пор бытующий во многих отечественных школах авторитарный стиль общения с учениками. В гимназии учитель — взрослый друг, который никогда не позволит себе оскорбить ребенка, повысить на него голос. Для Александрийской характерна атмосфера удивительной доброжелательности. И это отнюдь не пустые слова. Все ребята, пришедшие сюда из других, даже весьма престижных школ, убеждены: «Здесь — лучше». К слову, не менее лестные характеристики дают Александрийской преподаватели и учащиеся частных школ Англии, США и Германии, побывавшие в гимназии. Они с удивлением отмечали, что она не только ничуть не уступает лучшим учебным заведениям их стран, но даже может дать им фору, а уж по уровню и качеству «усвоенных» знаний — так точно.
По сравнению с другими нашими школами Александрийская гимназия совсем небольшая — не более 200 учеников. На параллели — один, два класса, в каждом — где-то двенадцать-четырнадцать гимназистов и гимназисток. Учителя и администрация знают поименно всех ребят и их родителей, а также бабушек и дедушек. Кстати, последние очень довольны, что их дети и внуки занимаются именно здесь, и считают, что гимназия полностью оправдывает свое название «Александрийская». Поскольку является настоящим очагом культуры, высокой духовности и демократичности.
Итак, детям и их родителям гимназия нравится, учителям тоже нарекать не на что: зарплату (более высокую, чем в государственных школах) платят регулярно, все социальные гарантии налицо — и положенный двухмесячный отпуск предоставляют, и больничный оплачивают. Недавно был случай. Сотрудница проболела восемь месяцев. Гимназия все это время оплачивала ей больничный.
— Социальная защищенность наших сотрудников только верхушка айсберга под названием «самофинансирование», — рассказывает заместитель директора Александрийской гимназии Ирина Донченко. — Наша школа сверхвыгодна государству по всем статьям. Судите сами: любая районная школа на все свои расходы получает средства из государственной казны, а мы наоборот — систематически даем бюджету деньги. И немалые! Во-первых, мы выплачиваем государству деньги за полностью занимаемое нами по ул. Анищенко, 7, здание. Во-вторых, оплачиваем на 100% все коммунальные услуги. В-третьих, осуществили полный капитальный ремонт от кровли до подвала, от дверей и полов до светильников и водопроводных труб. В-четвертых, платим немалые налоги, как всякое предприятие, плюс подоходный налог, отчисления в Пенсионный фонд и прочее. И, в конце концов, все наши ученики и учителя должны были бы учиться и преподавать в госсистеме, а эти расходы мы государству сэкономили. Я уж не говорю о том, что парты, компьютеры, учебники, телевизоры и картины на стенах — тоже наши закупки. На отчисляемые нами средства можно содержать два детских садика. Вот что такое стабильно работающая частная школа!
— Так что сплошная идиллия и только? — спрашиваю Ирину Владимировну.
— Была б идиллия, — отвечает она, — если бы не одно «но». Буквально с первых дней существования гимназии ее коллективу, образно выражаясь, пытались ставить палки в колеса. Несколько лет не давали нормально работать. В 1991—92 годах нам не раз говорили:
— Вы частники. Делайте школу у себя дома, нечего занимать государственные площади.
— Но вы же сами и запретите такую школу, — парировали мы. — Тем более что у нас в стране нет негосударственных площадей.
— Значит стройте. Это ваши проблемы.
— Так ведь есть пустующие помещения детсада. Почему мы не можем их занять?
— Не имеете права. Детсад государственный.
«Железная логика», не правда ли? Но, как бы там ни было, а в детсаду завода «Арсенал» гимназия закрепилась. Более того, по мере опустения помещений (причина общеизвестна: катастрофическое падение рождаемости в Украине, особенно в отечественных мегаполисах) Александрийская заняла все здание. Но о том, что пришлось пережить руководству и коллективу гимназии в первые годы ее существования, можно написать героическую поэму. Как во все инстанции обрушился поток жалоб на руководство Александрийской, как начались бесконечные проверки. Доходило до того, что в гимназию приезжали налоговики совершенно другого района, опечатывали помещения и переворачивали все вверх дном в поисках… валюты и поддельных печатей. Пару лет назад проверяющие прибыли даже с ребятами из отдела физической защиты. Последние же сопровождают налоговиков в особых случаях, когда не исключена возможность нападения на проверяющих. Учителя поинтересовались, почему в мирную школу инспектор приехал с дюжими парнями, вооруженными дубинками. В ответ услышали: «Поступил сигнал, что школа — только прикрытие, а занимаетесь вы здесь вовсе не этим». Чем не сюжет для театра абсурда?..
В конце концов, все проверяющие признавали — никаких нарушений в деятельности гимназии нет, все документы абсолютно легитимны, стопроцентно соответствуют действующему законодательству.
— Проверки качества знаний, условий обучения, выполнения госстандартов по учебной деятельности, — продолжает Инесса Коломиец, председатель Совета гимназии, — вещь для любой школы обычная. Их количество за год строго нормировано в законодательстве. В прошедшем учебном году нас проверяли очень строго: были представители Печерского райотдела образования, Главного управления образования г. Киева, Института усовершенствования учителей, и в конце концов, Госинспекции при Министерстве образования и науки. Четыре проверки на протяжении нескольких месяцев! Но эти проверки нас как раз порадовали тем, что подтвердили высокий уровень нашей деятельности. Нам выставили, так сказать, высокие баллы, это подтверждено и официальными документами.
— Александрийская гимназия никогда не оставалась одна со своими проблемами, — продолжает Инесса Николаевна, — мы всегда, даже в самые трудные минуты, ощущали поддержку учеников и родителей. Поэтому выстояли. Заслужить любовь не просто. Мы очень дорожим верой в нас ребят, которых учим.
— Планируем вскорости открыть дошкольное отделение, — дополняет Ирина Донченко. — Вот- вот окончим ремонтные работы, и засияет огнями Александрийский садик, где мы самостоятельно будем готовить пополнение в наши гимназистские ряды. Условия создаем отменные, дети и родители будут довольны.
Проблемы частных школ в Украине похожи. С одной стороны, они жизненно необходимы государству, с трудом выделяющему средства на образование в условиях постоянного дефицита этих самых средств. С другой — государство, в лице некоторых своих ответственных работников аппарата, никак не найдет в себе силы отказаться от допотопных стереотипов неприятия частного образования. Зарекомендовавшим себя частным школам уровня Александрийской гимназии давно пора предоставить режим наибольшего благоприятствования: всячески поощрять их руководителей и педколлективы к самосовершенствованию, ибо резервы частных школ огромны, а их роль в обучении и воспитании элиты общества трудно переоценить.
Корреспондент «ЗН» решила встретиться с заместителем руководителя Печерской райадминистрации по гуманитарным вопросам Ангелиной Белоконь. От нее услышала, что претензий к Александрийской гимназии у райадминистрации нет, переход дошкольных учреждений завода «Арсенал» в район не может изменить стабильность работы Александрийской гимназии. Руководитель Печерского района Анатолий Коваленко известен поддержкой культурных и образовательных инициатив. Так что сам Бог велел, чтобы Александрийская при поддержке райадминистрации и в дальнейшем сохраняла достойное место среди школ района и города.
Приятно было встретиться с людьми, превратившими опустевшее, запущенное здание в настоящий дворец знаний, создавшими «с нуля» одну из лучших в городе школ. Эти люди заслуживают самого уважительного и бережного отношения к себе. На таких держится страна. Вернее — ее будущее.