БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ - Образование - zn.ua

БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ

1 сентября, 2000, 00:00 Распечатать

Магия круглых дат традиционна, увлекательна и поучительна. Лишь небольшой части человечества всех времен удавалось пережить загадочный временной рубеж — смену тысячелетий...

Магия круглых дат традиционна, увлекательна и поучительна. Лишь небольшой части человечества всех времен удавалось пережить загадочный временной рубеж — смену тысячелетий.

Фантасты-футурологи уже предсказали вероятный сценарий развития достижений в будущем столетии. Это окончание «нефтяной эры» и использование взамен «низкотемпературной» ядерной реакции; клонирование живых организмов; приближение уровня развития искусственного интеллекта к уровню «биологического»; высадка людей на планеты Солнечной системы, создание космических аппаратов с близкими к световым скоростями и др. Все это будущие достижения естественных наук и техники, потрясающие воображение. Очевидный вывод: век грядущий — век науки, техники, технологий, развитие которых будет подчинено высшей гуманитарной идее устройства мира, адекватного растущим потребностям человека. Это понимают все народы планеты и потому они едины в стремлении участвовать в глобальном мировом процессе стремительного развития технологий и технического образования. Последнее является предметом основных забот не только развитых, но и развивающихся стран. Открытие новых технических учебных заведений, новых учебных направлений и специальностей, лабораторий, учебно-научно-технических комплексов, фундаментализация подготовки и ранняя научно-техническая специализация студентов, разработка научнообоснованных перспективных учебных программ, ранняя практика студентов на передовых фирмах, предприятиях — все это фарватерный путь интенсивного развития технического образования народов и стран, которые не хотят уже в ближайшее время очутиться на обочине мирового процесса.

Тем печальнее наблюдать прямо противоположные мировой практике тенденции пренебрежения и свертывания технического образования, попытки убеждать молодое поколение в ненужности и даже его ущербности и вообще малозначимости мира естественной науки и техники как таковых. Это тем более неприемлемо в связи с тем, что двадцатый век Украина заканчивает как страна, имеющая в Европе едва ли не самую развитую систему технического образования. Разрушение этой системы недальновидно, опасно и экономически невыгодно. Хотя бы потому, что неизбежный (а мы в это верим) в недалеком будущем подъем отечественной промышленности, конечно же, востребует техническое образование нации, которое восстанавливать придется десятилетиями, обрекая себя на интеллектуальную зависимость от развитых стран-импортеров, что связано с проблемами национальной безопасности.

Вторая половина нашего века дала прекрасные научные достижения — в познании космоса, кибернетике, биологии, генетике, ядерной физике и многих других областях. Вошедшие в практику и изменившие человеческое бытие компьютер и Интернет, сверхскоростной и комфортный транспорт, разгаданный геном человека, успехи медицины, санитарии, гигиены, фармации — все это привело не только к улучшению качества жизни, но и к увеличению ее длительности в полтора раза по сравнению с предыдущим веком. На таком фоне в сфере гуманитарной столетие оказалось провальным. Развились такие негативные явления, как терроризм, войны, сепаратизм, нетерпимость между представителями разных вероисповеданий, преступность, массовое закононепослушание, экстремизм, расизм. Поэтому прогнозы на будущее в области духовности, нравственности, морального устройства мира или отсутствуют или негативны. Напрашивается парадоксальный вывод: духовная и технологическая сферы культуры развиваются, не влияя заметно друг на друга, будучи как бы изолированы одна от другой. Иными словами, имеет место колоссальный прогресс в областях естественной науки и техники и отсутствие такового в области человеческого духа.

Двухтысячелетие христианства, одной из самых распространенных религий в мире и самой популярной в развитых странах земного шара, может натолкнуть на вывод: религия на протяжении истории не служила фактором, объединяющим человечество. Третье тысячелетие благодаря сверхразвитой технологической культуре — пора интеграции народов и пространств, глобализации экономических устремлений. И в этих условиях все больше усиливаются тенденции многоконфессиональности в мире, доминирования религиозных догм над идеями толерантности, противоречий, откровенной связи национализма с религиозными философиями. Они будут серьезными сдерживающими факторами в развитии мира будущего века в большей степени, чем это было в прошлом.

Таким образом, надежность прогнозирования будущего развития можно повышать, используя некоторые посылки. Первое. Современные методологии развития науки и образования столь глубоки и плодотворны, что будущее на сто лет вперед надо не прогнозировать (тем более не предсказывать), а планировать. Второе. Этот процесс должен состоять из двух компонентов — проецирование достигнутого в прошлом на будущее и учет человеческого фактора, т.е. культуры, моральности, духа и целей людей, живущих в ХХІ веке. Третье. Объектом анализа культурного уровня будущего общества должна быть современная молодежь как «переносчик» настоящего в будущее. И еще, нам кажется, что подобное планирование уместно делать специалистам в области естественнонаучного и технического образования, которые одновременно являются профессиональными учеными и педагогами. Потому здесь и сделана попытка оценить профессиональный и духовный уровень современного студенчества как носителя и источника нашего недалекого будущего в преддверии смены веков.

Нынешнее молодое поколение, как творец будущего и активный созидательный элемент века настоящего, полностью определяет грядущее время. Поэтому ясно, что, понимая устремленность современной молодежи, ее мечты, цели, духовный и творческий потенциал, образованность, настроения можно достаточно достоверно прогнозировать дальнейшее развитие общества.

Писать о молодых, а тем более работать с ними, непросто. И не потому, что они бывают непредсказуемы, излишне критичны и безапелляционны, подчас неадекватно самоуверенны. А потому, что они всегда впереди тебя, их планы безудержны и неуемны, память еще не заблокирована регулярным, повторяющимся образованием, а открыта для новаций, для свободного и непредвзятого познания мира. Молодежь — это ты в прошлом, а ты сейчас в ее глазах — деформированное зеркалом времени ее будущее. Поэтому так важно не ошибаться, работая с ней, т.е. не предавать идеалов своей молодости, опасно не оставаться современным молодежи, иначе она в твоем искаженном временем облике увидит отталкивающие черты, которые не может и не вправе уважать.

В молодости — учатся не только профессии, но и жизни, это период нравственного, морального, духовного становления. В поисках своего места в будущем молодой человек очень критичен к прошлому, подчас не принимает его достижения и даже мораль. Вечный конфликт отцов и детей, каждый раз приводящий к появлению так называемого «потерянного» поколения, основан на изначальной чистоте человеческой души, характера, которые входят в противоречие с «прозой» жизни. С последней вынужден мириться взрослый человек, но молодой — никогда. Поэтому он напорист, безапелляционен, подчас агрессивен, что не только оправдано с его стороны, но и закономерно.

Наше молодое поколение конца 90-х особенно ранимо, ведь его время — время социальной революции, смены социально-общественных эпох, изменения государственности. Идеология, смысл жизни, цели родителей рухнули как несостоятельные и ошибочные, и молодым надо выбирать другие цели, пути. Выбирать, не зная, не имея опыта в иных общественных ценностях, нежели ценности тоталитарного режима жизни их отцов.

Современная молодежь, попавшая в бифуркационную точку развития нашего общества, ведет себя по-разному, разделяясь на очень неоднородные слои. Одни, пользуясь попустительством законов, отсутствием нравственных ориентиров, отвергая идеологическое пуританство отцов, заполняют криминальную или околокриминальную сферу общества, другие находят себя в бизнесе, а иногда и в политике, причем во многих случаях преуспевая, благодаря свойственным молодости напору, риску, сообразительности, трудоспособности, контактности и даже отсутствию сковывающих нас традиций. И, наконец, третья часть — молодые интеллектуалы, заочно изучившие и понявшие концепции и ценности западного мира. Их удел — выбрать специальность и хорошо учиться, получить образование, которое соответствует меркам цивилизованных стран. Их замыслы ёмки, а цели честолюбивы, они поклоняются трем богам — высокому профессионализму, необходимой практичности и обязательной культурности. Они, несомненно, украсят общество любой страны, и в Украине в дальнейшем будут определять её уровень как мировой державы. Они требуют от нас не только качественного и современного образования, но и новой философии познания мира, основанной на междисциплинарности и системности, знании языков, практического владения специальностью уже в стенах вуза.

Однако сейчас им тяжело. Молодежь более чем кто-либо ощущает противодействие, требует и заслуживает незамедлительной поддержки, которая в первую очередь должна быть осуществлена системой профессионального образования и реализована ведущими вузами страны.

Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», столетие которого было отмечено два года назад, является одним из крупнейших в Европе молодежных учебно-научных и культурных центров. За свою историю он выпустил в жизнь свыше 200 тысяч инженеров и ученых, сейчас в нем обучается около 34 тысяч студентов. Их жизнь, учеба, интересы, досуг дают основание для анализа и оценки уровня их подготовленности к будущей творческой жизни на фоне успехов ХХ столетия.

В 90-е годы с открытием ряда «гуманитарных» факультетов — права, социологии, лингвистики и др. заметно изменилась структура КПИ. Он стал национальным техническим университетом Украины современного образца.

Университетское сообщество киевских политехников, имеющее столь широкий диапазон профессиональных знаний и духовных интересов, как говорили в 60-х годах — сообщество физиков и лириков, прекрасный и уникальный объект социологических исследований.

Современный студент КПИ — это пытливый, целеустремленный человек, уже поставивший перед собой долгосрочные цели, сделавший осознанный профессиональный выбор, уже в годы учебы приобщившийся к трудовой деятельности, нацеленный на получение в вузе второго образования и, как правило, неплохо знающий хотя бы один иностранный язык. Он понимает: хорошее образование — основная компонента успешной карьеры. Он социально активен, творчески рационален, его оценки явлений общественной и университетской жизни трезвы и строги. Недаром в учебных планах КПИ присутствуют «Дисциплины по выбору студентов», по которым можно судить, в частности, о своем преподавательском соответствии, удовлетворении современного студента как заказчика знаний.

Наш студент знает силу знаний, знает, что образование занимает определяющее место в любой государственности и цивилизации как обязательное условие самостоятельности, процветания и национального самоопределения любого народа. Он знает, что вложения в образование приносят наибольшую прибыль. К нашему студенту в полной мере относятся слова С. Коненкова: «Человек, идущий в завтра, обязан быть культурным. Таким он в тысячи раз нужнее обществу будущего». О студентах и аспирантах КПИ можно с уверенностью сказать: не только наше будущее и наша надежда. Это наши коллеги по учебе, по науке; вместе преодолеваем трудности по добыче знаний, мы вместе учимся гражданственности и утверждаем столь нужный сейчас национальный дух свободной Украины.

КПИ как живой организм, развиваясь, ищет новые формы и пути совершенствования, проецируя себя на век будущий. Уровень достижений страны ООН определяет по трем критериям: уровень образования, средняя продолжительность жизни населения, произведенный национальный продукт на душу населения. В соответствии с этим любой вуз страны должен строить концепцию своего дальнейшего развития.

Для КПИ она следующая. Первое — адаптация политехнического образования к меняющимся социально-экономическим реалиям и нуждам общества. Сюда входят открытие современных специальностей и разработка новых учебных программ, приведение в соответствие уровней фундаментальной и глубокой специальной подготовки, привлечение к разработке учебных программ работодателей, внедрение новых технологий обучения; осуществление принципа для каждого гражданина — «образование в течение всей жизни»; отбор молодых талантов и создание для них «протекционистских» условий учебы и работы. Второе — интеграция в мировую систему образования. Кроме прочего, это означает обмен студентами с крупнейшими вузами, спонсоризация обучения наших студентов зарубежными компаниями и др. Третье — продолжение процесса демократизации управления университетом. Факультетам, институтам, кафедрам нужно передать больше функций, увеличивая их автономию и самостоятельность. Сюда же относится развитие студенческого самоуправления в сферах учебы, быта, отдыха, работы. КПИ для студентов становится не только школой знаний, но и школой жизни — производственной, культурной, духовной. КПИ с его высоким научным, образовательным и культурным потенциалом станет не только распространителем знаний, но и активным созидателем новых духовных и культурных ценностей, сохраняя флагманскую роль в отечественном профессионально-техническом образовании. Четвертое — гуманитаризация технического образования. Окончивший технический университет должен быть не только специалистом, профессионалом, но и человеком высокой духовной культуры, гражданином, патриотом, подготовленным к борьбе с невежеством, бескультурьем, бездуховностью, со всем тем, отсутствие чего уже в недалеком будущем будет рассматриваться в мировом сообществе как недопустимый анахронизм, не компенсирующийся даже высоким уровнем профессионализма.

КПИ не только декларирует, но и развивает передовые принципы национальной системы образования и воспитания: всеобщность и доступность, формирование нравственного облика и развитие природных способностей учащихся, право выбора ими профессии и достижение в соответствии с творческими возможностями желаемого образовательно-профессионального и научного уровня, обеспечение мировых стандартов подготовки. Уже сейчас КПИ — крупный мегаполис, имеющий в своем составе десятки факультетов и институтов, занимающий площадь 160 гектаров. Это целый город науки и просвещения, в котором закладываются фундаменты будущего.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно