Броуновское движение информационных технологий

Поделиться
Использование ИТ в нашем образовании, в народе именуемое «компьютеризацией», несколько напоминает коллективизацию: не вступишь в колхоз — расстреляем.

Использование ИТ в нашем образовании, в народе именуемое «компьютеризацией», несколько напоминает коллективизацию: не вступишь в колхоз - расстреляем. Школы всеми правдами и неправдами добывают компьютеры, оборудуют классы информатики, обеспечивают учителей, а что с этим делать дальше, кроме как печатать документы и проводить презентации, зачастую не знают.

Круглый стол на тему «Проблемы внедрения инновационных ИТ технологий и пути их решения», организованный в рамках IV Национальной выставки-презентации «Инноватика в современном образовании», должен был бы заинтересовать не только учителей и руководителей школ, но и чиновников. Однако, к величайшему сожалению, к обсуждению присоединился лишь один директор школы, один учитель информатики и… ни одного чиновника.

Несмотря на то, что Украина не первый год декларирует необходимость построения информационного общества, внедрение информационных технологий во всех сферах общественной жизни оставляет желать лучшего. По глобальному индексу конкурентоспособности 2011-2012 (WEF Global Competitiveness Index) мы занимаем 82-е место из 142 стран, по индексу технологической готовности 2011-2012 (WEF Technological Readiness Index) - 82-е место из 142 стран, по индексу сетевой готовности 2011-2012 (WEF Networked Readiness Index) - 75-е место из 142 стран, по Е-готовности правительства (Government readiness) - 122-е место из 138 стран, по использованию правительством ИКТ (Government usage) - 75-е место из 138 стран, по индексу электронного правительства ООН 2012 (UN e-government Index) - 68-е место из 193 стран.

Образованию принадлежит опережающая роль в развитии всех сфер общественной жизни. Поэтому проблемы, возникающие при внедрении информационных технологий в этой области, имеют решающее значение для всего общества.

Первая и самая важная проблема - отсутствие долгосрочной национальной стратегии развития информационного общества, которая касалась бы всех сфер деятельности и связывала их между собой (электронное правительство, электронный бизнес, электронное образование). Все развитые страны мира имеют такие стратегии. «В Китае есть стратегия развития до 2100 года. Россияне имеют планы на 2040-2050 годы. А мы мыслим категориями от выборов до выборов. Получается, что проблема внедрения информационных технологий в образование находится не в школе. Проблема - в обществе», - подчеркивает генеральный директор компании «Кард Системс» Анатолий Долинный.

Конечно, и в Украине есть определенные указы, приказы, концепции, которые призваны способствовать внедрению ИТ в сферу образования. Но, по мнению участников круглого стола, в этих документах на 99% речь идет о «железе» - компьютерах. А внедрение информационных технологий напоминает хаотичное броуновское движение.

«Школа в принципе не живет этими идеями. Она живет идеями нехватки ресурсов, финансов, еще чего-то, иногда просто учителей. И ей совсем не до того. По нашему опыту есть некоторые «точки кипения», где учителя знают и умеют применять информационные технологии. К сожалению, таких точек очень мало. С одной стороны, потому что нет спроса (родители выбирают школу и не интересуются уровнем внедрения современных технологий). С другой стороны, нет абсолютно никакого поощрения на уровне Министерства образования и всех тех, кто создал и контролирует достаточно консервативную систему образования», - объясняет издатель Softpress, член правления Ассоциации предприятий информационных технологий Украины и интернет-ассоциации Украины, издатель журнала «Высокие технологии в школе» Элина Шнурко-Табакова.

Анатолий Долинный подчеркивает: «Без стратегии развития страны непонятно, как правильно строить и развивать школы: директор школы не понимает, что от него хотят через год, два, три».

Нет мотивации и со стороны Минобразования. Более того, своими действиями МОНМС часто подрывает доверие общества к инновациям в сфере информатизации. Бесславно ушел в небытие информационный портал «Единое информационное окно». Создание информационной образовательной среды на базе бесплатного электронного ресурса «Щоденник.ua» сначала началось согласно приказу Минобразования, а через две недели прекратилось уже согласно другому приказу.

Не добавляет авторитета проектам и тот факт, что некоторые из них были связаны с никому не известными частными фирмами: «Единое информационное окно» - фирма «Империя-инфо», эксперимент «Информационные системы управления образованием-2012» - с фирмой «Новые знания».

Не вызывает доверия и то, что участие в инновационных информационных проектах часто требует от учебных заведений (в которых и так ощущается нехватка средств) финансовых затрат. Это может быть содержание сайта (как было с «Единым информационным окном») или приобретение программного обеспечения (эксперимент ИСУО-2012). Тем временем в приказах профильного министерства не указано, из каких именно источников должно финансироваться участие школ в проектах.

Участники круглого стола также предложили обратиться в Минобразования с просьбой информировать просвещенскую общественность не только о предложенных самым МОНМС проектах, но и о других пилотных проектах и информационных ресурсах, которые инициируются определенными группами разработчиков. И не просто информировать, а размещать ссылку на веб-сайты проектов на официальном портале МОНМС.

Тема отдельного разговора - качество навязанных школам инноваций. На сайте ekyrs.org, который поддерживает проект ИСУО-2012, читаем отзывы учителей: «Почему школы платят за «сырой» продукт?», «Внедрение ЭТОГО в систему образования не идет ни в какие рамки. Идея хорошая, но исполнение просто жуть...»

Александр Дорман, учитель информатики столичной гимназии «Гармония», рассказывает: «У нас вводится единая информационная система «Щоденник.ua». Но уже в течение года или двух включение школ в эту систему идет очень слабо и медленно. Я пытался поинтересоваться, какие недостатки у этой системы, почему мы все не так быстро интегрируемся. Выяснилось - не очень удобная, не очень понятная система. Нам нужен более современный серьезный бизнес-проект. Единая информационная система должна постоянно развиваться, в ней должны быть учтены какие-то идеи других компаний, тех же социальных сетей. Что касается учебных материалов, которые излагаются в нашей системе, то они далеко не все сделаны профессионально».

Очевидно, что нужно тесное взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами процесса развития единого информационного пространства образования. «Хорошим примером такой обратной связи могло бы быть начинание совместных проектных групп, которые будут состоять из талантливых программистов-учителей и учеников или студентов, с одной стороны, и программистов - сотрудников компаний-разработчиков инновационных ИТ услуг - с другой», - указано в резолюции круглого стола.

Исполнительный директор консорциума АСТЕК Лилия Бородулина считает, что корнем всех проблем является отсутствие государственного стандарта при внедрении информационных технологий. «Колоссальное количество бюджетных средств тратится на создание разных электронных систем. Причем все они называются так - «Единая государственная автоматизированная…» и дальше по тексту то, что написано на кабинете у чиновника, который эту систему разрабатывал. У нас есть министерства, в которых таких систем более двадцати. Любой чиновник, у которого появляется возможность получить финансирование, делает новую систему, и при этом не стыкуется с коллегами, которые сидят в комнате слева и комнате справа. Таким образом, «Единая государственная автоматизированная…» решает локальные задачи какого-то чиновника. Иногда даже не совсем профессионала. Потом еще больше государственных денег тратится на то, чтобы эти системы как-то соединить. Поэтому нужно разработать государственные стандарты хотя бы для тех автоматизированных систем, которые будут разрабатываться за счет государственных средств».

Таким образом, все проблемы внедрения инновационных технологий в образовательное пространство зависят от государства. Директор образовательных программ корпорации INTEL Татьяна Нанаева подчеркивает: «Все страны развивают экономику знаний и информационное общество, которое питает эту экономику знаний. И, соответственно, в рамках этого формируется образовательная политика, которая должна поддерживать создание экономики знаний».

Понимают ли чиновники всю важность этой проблемы? То, что никто из них не присоединился к участникам круглого стола, наверное, и является ответом на вопрос.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме