В печати сообщалось, что впервые за несколько лет правительство выделило толику денег на методические материалы для учителей, возможно, и на педагогическую прессу.
Впрочем, у нас не наблюдается единства мнений относительно понятия «педагогическая пресса». Для одних - это вся совокупность газет, журналов, периодических и непериодических сборников, печатная площадь которых целиком или частично посвящена проблемам образования, теории и практике обучения, взаимоотношениям в триаде «государство-общественность-система образования» и др. Для других - к педагогической прессе можно отнести лишь те издания, большая часть площади которых посвящена анализу работы учебных заведений, методике изложения тех или иных тем, отдельных дисциплин и пр. Наконец третьи утверждают, что педагогической прессой является лишь то, что освящено заботой и руководством Министерства образования, появляясь на свет в рамках издательства «Педагогическая пресса».
В последнем случае понятие «педагогическая пресса Украины» включает лишь еженедельную газету с тиражом чуть более 15000 экземпляров и выходящие раз в квартал 15 специализированных журналов, чей общий тираж едва позволяет обеспечить школы не всеми, а только одним из журналов (по данным Государственного комитета статистики в начале 1998/99 учебного года в Украине было 22149 школ, из которых 187 - частных).
Если же исследовать каталог подписных изданий Украины, то окажется, что перечень педагогических газет не сводится к единственной «Освіті України», всего их в каталог подписных изданий на 2000 год в рубрике «Педагогика. Образование» внесено 23 (включая журналы - свыше шестидесяти). Впрочем, эта величина переменная, так одна только издательская группа «1-е сентября» печатает 14 газет, постоянно экспериментируя и предлагая воспитателям, учителям и школьным администраторам все новые и новые специализированные газеты с весьма заманчивыми названиями и содержанием. Вы спросите - а тираж? Увы, даже у наиболее популярных - всего лишь несколько тысяч.
Почему же в Украине, в отличие от 80-х годов, нет ни одного печатного издания, предназначенного для информирования учителей и выходящего тиражом, приближающимся к численности учителей (573 032 чел. в начале 1998/99 учебного года)? Почему информационное поле для столь важной для процесса развития Украины группы профессионалов, как учителя и преподаватели вузов, сколлапсировало почти до нуля, сократившись (с учетом частоты появления) по газетам в десятки, а по научно-популярным журналам - в тысячи раз?
Анализ сложившейся у нас ситуации с информационным обеспечением потребностей учителей школ и вузовских преподавателей, совершенно необходимых для их нормальной профессиональной деятельности, и сравнение с зарубежными прецедентами свидетельствует о влиянии на нее нескольких причин.
Индивидуальная мотивация учителя своей пассивности в подписке даже сравнительно дешевых педагогических изданий почти полностью связана с проблемами соединения далеко разомкнувшихся концов семейного бюджета. Зарплата уже давно опустилась ниже границы минимального обеспечения физического выживания (по данным экспертов ООН и ЮНЕСКО эта граница близка к двум-трем американским долларам в день). Спору нет, если задержки с выплатой даже малой зарплаты в некоторых областях Украины достигли нескольких месяцев, учителю не найти и десятки-другой гривен на полугодовую подписку «Освіти України» или выходящей приблизительно таким же тиражом «Освіти» - купюры с портретами И.Мазепы или И.Франко на садово-огородних участках не произрастают даже в идеальных погодных условиях.
Для решения проблемы обеспечения работников сферы образования необходимыми изданиями для профессиональной деятельности развитые страны давно изобрели метод субсидирования таких изданий и бесплатного (полностью или частично) обеспечения ими учителей.
Могли ли сделать нечто подобное наши государственные органы? Одно Министерство образования на основе своих возможностей - нет, весь Кабинет министров вместе с другими органами - наверняка мог.
Не все ладно в «украинском королевстве», если власть и финансы имущие даже не задумываются о том, что новая информация нужна истинному учителю так же сильно, как пища, одежда и кров. Напомним им, что в странах-лидерах, стандарты которых мы избираем в качестве своего «светлого будущего», преподаватель рискует потерять рабочее место, если хотя бы раз в год не сможет модернизировать тексты своих лекций или уроков с учетом того новейшего, что появилось в мире в течение последнего учебного года. Конечно, подобное жесткое требование предполагает возможность его выполнения. Именно для этого и субсидируется вся педагогическая пресса, сводится до «смешной» суммы в десяток-другой долларов США в месяц стоимость неограниченного и постоянного доступа к Интернету и пр.
Не все ладно у нас, так как отсутствуют даже попытки узурпировавших все права в области образования государственных органов провести научное исследование результативности информационной помощи учителям уже имеющихся изданий, объединить усилия, организовать и поддержать наиболее эффективные. На практике же не только все представления этих органов о проблемах работы школы сводятся к теме «зарплата и содержание помещений», но они лишают поддержки и даже пытаются достичь закрытия тех педагогических изданий, «вина» которых связана с какими-либо второстепенными факторами - связью с впавшими в немилость руководителями, «страдающими излишней независимостью» от государственных органов или «милых» им инстанций и пр.
Конечно, на часть независимых изданий, связанных с мощными негосударственными организациями, руководители нашего образования и педагогической науки повлиять не могут. Примером может служить журнал «Персонал», издаваемый самым крупным частным вузом Украины, - Межрегиональной академией управления персоналом. Журнал уже достиг высокого уровня как по дизайну, так и по содержанию: в нем публикуются научные и информационно-популярные статьи на темы экономики, менеджмента, обучения и руководства кадрами, развития всех форм высшего образования.
Типичный пример «журнала с проблемами» - «Освіта і управління» (ОІУ). Появляясь раз в квартал, журнал непрерывно повышал качество и уровень научных и методических статей. Опыт автора говорит о том, что требовательная и вполне признаваемая ВАК Украины редакция отклоняла минимум половину предложенного ей материала. Это, впрочем, не означает засилье статей академиков и докторов наук (хотя их немало - почти треть объема), не менее часто площадь предоставлялась учителям, директорам, аспирантам и соискателям.
Даже удельная стоимость информации в ОІУ была гораздо ниже, чем в других педагогических журналах равного или близкого научного уровня. Например, отличный по качеству статей «Шлях освіти» имеет более чем вдвое меньший объем и тираж, но почти в два раза большую цену. Это означает, что в нем удельная стоимость информации оказывается приблизительно в пять раз выше, чем в «Освіті і управлінні». Сказанное относится и ко всем журналам, выходящим под патронатом Министерства образования в издательстве «Педагогічна преса».Среди достоинств ОІУ и то, что он не упускал из внимания не только среднее образование, но и высшее.
К сожалению, почти все основатели ОІУ с «государственной стороны» не предоставили его редакции помощь в печати и распространении журнала, а в последние месяцы безучастно наблюдают, как администраторы из Академии педагогических наук обвиняют журнал в убыточности (имеется, но незначительная и легко устранимая), следовательно, в подрыве экономики Украины. Мотивы? Разрушить журнал и создать на его руинах ведомственное, следовательно, столь же послушное и легко управляемое издание, как орган АПН «Педагогічна газета». Педагогический журнал такого уровня не должен бесследно исчезнуть. Его, надеемся, поддержат независимые сторонники развития нашей средней и высшей школы. Очень хотелось бы, чтобы об обязательствах основателя вспомнило и Министерство образования. Право, лучше модифицировать и поддержать имеющееся, чем строить все от фундамента до крыши на новом месте.
Но главное в данный момент в том, что информационное и методическое обеспечение учителей и преподавателей должно стать в умах законодателей и высшей администрации Украины условием сохранения высокого уровня и качества образования.