Армия «синих воротничков»: как сохранить поколение, которое должно отстроить страну

ZN.UA Фото Опрос читателей
Поделиться
Армия «синих воротничков»: как сохранить поколение, которое должно отстроить страну © Фото предоставлено автором

Война уничтожает не только украинские села и города, она забирает будущее — украинскую молодежь. За два года войны из-за войны и массовой миграции Украина потеряла больше 2,3 миллиона молодых людей. Если в 2022 году их было около 10 миллионов, то, по оценке Института демографии и проблем качества жизни, в 2024 году численность молодежи сократилась до 7,6 миллиона человек. И это не просто статистика, это исчезнувшее поколение врачей, инженеров, строителей, электриков или поваров.

По опросу ПРООН и Info Sapiens, только 58% молодых украинцев планируют остаться в стране. Среди тех, кто выехал, вернуться готовы лишь 32%. Отдельная болезненная тема — образовательная миграция. Только в Польше в 2022/2023 учебном году обучалось свыше 48 тысяч украинских студентов. Это на треть больше, чем годом ранее. Значительная часть этих молодых людей так и останутся работать за границей. Это взрыв замедленного действия, который может оставить страну без рук и голов для восстановления. Но еще есть шанс переломить ситуацию, инвестировав в образование, профессиональное развитие и новые возможности для молодежи здесь, в Украине.

От стереотипов к реальности: профтехобразование как одна из основ экономического восстановления

Восстановление Украины будет нуждаться в армии «синих воротничков» — тех, кто своими руками будет восстанавливать инфраструктуру, дома, дороги, энергетику. Это строители, электрики, водители и другие представители рабочих профессий. Спрос на такие кадры подскочил в разы и кое-где превышает возможности местных заведений подготовить выпускников. Во многих городах остро не хватает квалифицированных рабочих: специалистов нужно больше, чем выпускают профессиональные училища. Поэтому профессиональное образование становится вопросом национальной безопасности.

ГПСУ не ведут статистику выезда за границу мужчин 18-22 лет
ГПСУ не ведут статистику выезда за границу мужчин 18-22 лет

Согласно данным МОН, в Украине ежегодно к профессиональному образованию приобщаются около 100 тысяч студентов. Цифра стабильная, но недостаточная. Для сравнения: в странах ЕС приблизительно 50% молодежи после школы выбирают профессиональное образование, а в Украине — только 35%. Это свидетельствует не только об отставании, а и о стереотипах: мы до сих пор считаем, что университет — престижнее, чем профессиональное образование. Следствие — нехватка рабочих рук и перепроизводство «офисных» специальностей.

Государство пытается изменить ситуацию: обновляет мастерские, запускает учебно-практические центры, разрабатывает программы дуального образования вместе с бизнесом. Но этого мало. Нужно не только осовременить материальную базу, но и поднять статус профобразования, сделать его реально привлекательным для молодежи. Иначе преодолеть дефицит кадров и обеспечить кадры для послевоенного восстановления будет нереально.

Профессиональное развитие и поддержка: двойной инвестиционный эффект

По данным информационно-вычислительного центра Минсоцполитики Украины, в Украине сейчас больше 4,6 миллиона внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), почти 20% из них — дети и подростки. Фактически это сотни тысяч юных украинцев, которые потеряли дом и друзей, но вместе с тем получили шанс начать новую жизнь в другой громаде. Без целенаправленной поддержки эти дети со статусом ВПЛ рискуют выпасть из образовательного процесса и общественной жизни. В то же время инвестиции в их развитие способны принести двойной результат: помочь молодым людям интегрироваться и реализовать свой потенциал и одновременно сформировать будущий кадровый резерв страны.

Как показывает исследование Ukrainian Crisis Media Center, 74% переселенцев молодого возраста до релокации не были активными в молодежных центрах или организациях, но после переезда многие из них начали принимать участие в таких активностях. То есть нужно создать для подростков и молодежи пространство и условия — и они активно включаются в обучение, волонтерство, проекты. Поэтому поддержка молодежных инструментов развития (кружков, лагерей, центров, менторских программ) — не затраты, а инвестиция в человеческий капитал. И это дает двойной эффект. Во-первых, помогает им восстановить чувство стабильности и веры в будущее. Во-вторых, создает основу будущего кадрового резерва для восстановления страны.

Фаблаб-модель в украинских реалиях: Vinnytsia Junior Science Park

Один из показательных примеров инновационных решений в сфере развития молодежи — Vinnytsia Junior Science Park Factory Dream. Это образовательно-технологическое пространство для детей и подростков, созданное в Виннице. Проект реализует ОО «Подольское агентство регионального развития» в партнерстве с местной властью, международными организациями и при участии заведений профессионально-технического образования. Парк открылся в мае 2025 года на базе муниципального инновационного парка «Кристалл». Это пространство, где дети и подростки учатся технологиям, науке и инженерии через практику.

Фото предоставлено автором

В Factory Dream есть лаборатории по 3D-печати, Arduino, программирование и другие современные направления, которые в стадии запуска, это отличается от STEM-образования. В парке подростки учатся программированию, создают алгоритмы; моделируют изделия на 3D-принтерах, перерабатывают пластик в полезные вещи, создают гаджеты, работают с сенсорами и микроконтроллерами. Формат Пространства предусматривает командную работу, наставничество, хакатоны, сотрудничество с бизнесом и разработку собственных стартапов. Но дело не только в оборудовании и пространстве. Главное — в изменении подхода. Не просто учить, а помогать создавать реальные продукты, от интересных вещей до инновационных решений. Подход должен быть проектным, продуктным, практическим, ориентированным на действие.

Фото предоставлено автором

В сущности, это «фаблаб», интегрирующий не только техническое образование, но и элементы проектного решения и инклюзивности элементов подростковой устойчивости. В Factory Dream одновременно могут учиться сотни детей и подростков разного возраста — как местных, так и ВПЛ. Для них создана безопасная и дружеская среда. Более того, через практические задачи и общее творчество подростки развивают мягкие навыки — коммуникацию, критическое мышление, лидерство. И главное — получают мотивацию строить свое будущее в Украине, а не искать его за границей.

Парк Factory Dream — это не только учебное пространство, а среда профессионального самоопределения для подростков от 11 лет. Здесь школьники имеют возможность увидеть современное производство, ознакомиться с технологиями и понять, к чему стремиться в будущем. Такой опыт помогает им сознательно выбирать профессию, ориентируясь на реальные потребности современного рынка.

Образование достигнет цели, если будет технически грамотным, основанным на практических навыках и новых знаниях. Это больше, чем STEM, — это об умении мыслить инженерно-предприимчиво, создавать решения и понимать технологии, формирующие будущее страны.

Вместе с тем Factory Dream — это поддержка и для студентов заведений профессионально-технического образования. Они работают на современном оборудовании, получают реальные навыки и формируют конкурентоспособность на рынке труда. Отдельное внимание парк уделяет поддержке молодежи среди внутренне перемещенных лиц. Для них это пространство безопасности, адаптации и профессионального развития, где можно не только учиться, но и находить единомышленников и обрести уверенность в собственном будущем.

Сегодня решение — завтра кадры: почему инвестиции в молодежь вопрос стратегический

Профессионально-техническое образование — это о сегодняшнем дне. Это о руках и головах, уже сейчас создающих новую страну, которые сегодня интересны работодателям.

Те, кто выбирает профтехобразование, обычно более практичны и ориентированы на реальные результаты. Они уже выбрали Украину. Они видят, где себя применить и быть успешными, не за границей, а здесь — в своих громадах, в своей стране. Именно среди этих подростков формируется поколение, способное создавать инновации, восстанавливать экономику и запускать изменения своими руками.

Об этом нужно говорить громче. Вопрос развития профтехобразования нуждается во внимании не меньше, чем вопрос высшего образования. У нас есть возможности, но мы еще не научились их полностью использовать.

Малый инноватор — это не просто ученик. Это молодой специалист, который хочет уже завтра зарабатывать, создавать продукты и строить свое будущее в Украине.

Фото предоставлено автором

Нынешняя ситуация — не только угроза, но и возможность. Очевидными являются три ключевые задачи: остановить отток молодежи, создав достойные условия дома; поднять престиж профессионального образования, которое способно стать фундаментом восстановления; инвестировать в молодежные проекты и инновационные пространства, такие как Factory Dream в Виннице. Похожие пространства в ваших городах создадут инновационную экосистему для молодежи, и это нужно государству, громадам и поколению восстановления.

Ведь молодежь — это не «наше далекое будущее». Это наше настоящее, которое создается во время войны. Инвестиция в молодежь сегодня — это гарантия того, что завтра у нас будет кому восстанавливать страну, запускать новые бизнесы, делать Украину сильной и стойкой.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме