Вот уже целую неделю главным ньюсмейкером от образовательного сектора страны является Академия педагогических наук Украины. Вчера началось отчетно-выборное собрание АПН, цель которого — проанализировать деятельность этого высшего научного отраслевого учреждения за пять лет и выбрать его новое руководство. А ровно семь дней назад Академия праздновала свой первый юбилей — десятилетие со дня основания.
«Фундаментом» АПН стали два института — педагогики и психологии. Затем к ним присоединились еще восемь «собратьев» плюс Государственная научно-педагогическая библиотека. Одним словом, теперь Академия имеет разветвленную систему исследовательских институтов, обеспечивающих научно-методическое сопровождение учебного процесса по всей вертикали — от дошкольного до последипломного образования.
— За десять лет своего существования АПН сделала очень многое, — сказал министр образования и науки Украины, президент Академии педагогических наук Украины Василий Кремень на пресс-конференции, посвященной юбилею головного научного учреждения отрасли. — Но, наверное, основная заслуга Академии — создание системы отечественных учебников для средней школы. Украина сегодня — единственная (кроме России) страна СНГ, имеющая полный комплект учебной литературы для общеобразовательной школы. Ученые АПН создали и программное обеспечение учебного процесса в средней школе. Этим мы тоже можем гордиться. Вместе с тем необходимо привести отечественное образование в соответствие с лучшими мировыми образцами. Только при таком условии оно сможет и гражданам Украины, и государству в целом обеспечить конкурентоспособность на всемирном рынке труда. Именно АПН вплотную занимается модернизацией нашего образования, конечным результатом которой может стать его качественный скачок.
В 2002 году ученые АПН уделяли особое внимание переходу на 12-летний срок обучения. Собственно, все программные материалы для каждого класса «новой» школы — разработки сотрудников Академии. Учебные планы формируются с точки зрения взаимосвязи разных предметов, отраслей знаний и психологических особенностей разных возрастных групп детей. В следующем году работа по научно-методологическому и методическому обеспечению перехода на 12-летнее образование будет продолжена и вообще станет определяющей на последующие десять лет.
В который раз прозвучал призыв: не воспринимать увеличение срока обучения как его элементарное растягивание во времени. Это — внедрение нового типа образовательной деятельности, основанной на современных знаниях и методиках.
— Мы должны снять с нации розовые очки и перестать хвастаться своей образованностью, — убежден В. Кремень. — По такому показателю, как продолжительность обучения в школе, наша страна — одна из самых отсталых в Европе. Кроме РФ мне трудно назвать более-менее значимое государство, которое учило бы свое подрастающее поколение так мало, как мы. У нас 11-летка — лишь для трети детей, две трети учатся десять лет, с младых ногтей познавая алогичные вещи типа перескакивания из третьего в пятый класс.
Во что обойдется Украине переход на 12-летний срок обучения? Особыми сверхзатратами он не грозит, считает президент АПН, поскольку все равно нужно было бы печатать те же новые учебники. Не потребуются большие деньги и на соответствующую научно-исследовательскую деятельность АПНовских ученых — она продолжается в рамках традиционной работы Академии. Грустно, но факт: резкое ухудшение демографической ситуации в стране (в 1994 г. в Украине родилось 521 тыс. малышей, в прошлом — 376 тыс.) также способствует сокращению расходов. Поскольку не понадобится готовить дополнительное количество преподавателей.