Несмотря на обещания руководства образовательной отрасли наладить эффективное функционирование учебного книгоиздания, школьники и в этом году не получат учебники своевременно - до 1 сентября. В Министерстве образования и науки уже признали, что до начала учебного года напечатать учебники для десятиклассников не успеют.
Как заметила министр образования и науки Лилия Гриневич, этой осенью новые учебники понадобятся ученикам 1-х, 5-х и 10-х классов, но в стране не хватает полиграфических мощностей, чтобы одновременно напечатать более 17 млн экземпляров книг. Поэтому типографии сначала выпустят тиражи для 5-классников, после этого будут печатать учебники для первоклассников "Новой украинской школы", а затем - уже осенью - наступит черед книг для старшеклассников.
Заявление министра относительно сроков издания учебной литературы уже насторожило родителей школьников, хорошо запомнивших "министерскую науку" предыдущих лет: если ребенок не получил учебник - иди на книжный рынок и покупай, поскольку неизвестно, напечатают ли его вообще.
Такие опасения небезосновательны, ведь издание учебников в нынешнем году проходит в условиях дефицита финансовых и временных ресурсов. Поэтому существует угроза, что без новых учебников на праздник Первого звонка пойдут не только десятиклассники, но и пятиклассники, и даже первоклашки. И тогда будет сорван не только старт учебного процесса и реализации концепции "Новой украинской школы". Оставив школьников без учебных материалов из-за непрофессиональных действий своих подчиненных в сфере учебного книгоиздания, министр образования и науки Лилия Гриневич окажет медвежью услугу президенту Петру Порошенко и премьер-министру Владимиру Гройсману, которым на старте избирательного сезона придется преодолевать еще и "учебниковский" коллапс.
Почему 2018 г. не стал переломным для учебного книгоиздания, кто и что мешает наладить бесперебойную систему обеспечения школ качественными учебниками, и к чему может привести экономия на образовании - обо всем этом в интервью ZN.UA рассказал президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин.
- Прежде всего, почему такой большой государственный заказ на печатание учебников в нынешнем году?
-Министерство образования и науки реформирует общее среднее образование и обновляет образовательные программы. Для первоклассников "Новой украинской школы" надо напечатать около 6 миллионов учебников. Новую учебную литературу должны получить десятиклассники - это свыше 6 миллионов экземпляров. И еще около 5 миллионов учебников должны напечатать для учеников 5-х классов - переиздать тираж 2013 года.
- Зачем переиздавать учебники для 5-го класса?
- Во-первых, этого требуют санитарно-гигиенические нормы и действующие стандарты. Печатная продукция для детей школьного возраста должна обновляться каждых 5 лет, поскольку бумага является переносчиком возбудителей многих болезней. В Китае, например, учебники вообще меняют ежегодно - именно из соображений профилактики заболеваемости в школах.
Во-вторых, в последние годы в учебных программах произошли изменения, которые должны быть учтены при доработке учебников. Поэтому обновление их содержания составляет от 20 до 40%.
- Так могут ли украинские печатники изготовить все учебники до начала учебного года?
- В принципе, да, но не в этом году. Это только вопрос времени, необходимого для издания определенного количества учебников.
Отечественная полиграфическая база, пригодная по своим возможностям и техническому оснащению для печати учебников, может ежемесячно, при наличии необходимых запасов бумаги и предварительной оплаты, изготавливать 2,5–3 миллиона экземпляров книг. В январе-марте эта цифра может составлять 3,5 миллионв экземпляров, поскольку в это время типографии меньше загружены печатью разножанровой литературы для свободной продажи на рынке. То есть, при разумном стратегическом планировании и внесении соответствующих изменений в программу подготовки к очередному новому году и в бюджетные программы правительства на следующий год, можно обеспечить школьников учебниками не до 1 сентября, а до 1 июля - чтобы ученики могли во время каникул ознакомиться с учебной литературой еще до начала учебного года. И в Министерстве образования и науки (МОН), и в Институте модернизации содержания образования (ИМСО), который непосредственно заказывает печать учебников, зная о потребности напечатать их в 2018 г. свыше 17 миллионов, могли на пальцах сосчитать, сколько понадобится времени на выполнение этой программы. А это, в лучшем случае, 6 месяцев.
- А в худшем?
- Только для печатных операций необходимо 7,5 месяца. Но к этому еще следует прибавить, по меньшей мере, месяц, чтобы издатели имели возможность договориться с производителями и импортерами бумаги о ее своевременной поставке.
Следует заметить, что эти поставки выполняются исключительно на условиях предварительной оплаты. А после фактической оплаты бумага поступает через месяц-полтора, а иногда - и через два месяца. И эти технологические операции, к сожалению, перескочить на нынешнем этапе невозможно.
Поэтому желание "втиснуть" изготовление свыше 17 миллионов учебников в трехмесячный срок, в то время как для этого необходимо 9 месяцев, напоминает мне, простите за сравнение, желание родителей родить ребенка сразу же после полового акта.
И этой практике уже не один год. Ежегодно на бюрократические процедуры по подготовке и согласованию всевозможной нормативно-регуляторной базы в ведомственных кабинетах отводится 8–9 месяцев, а на подготовку и печать учебников - всего 3–4. Поэтому новые учебники в школу попадают когда угодно, но никак не к 1 сентября.
И даже ветры реформирования образования не смогли "выдуть" из ведомственных кабинетов консервативно-формализованное отношение к учебнику как к чему-то несущественному, по сравнению с формализованными бюрократическими процедурами. Поэтому объективно существует угроза, что без новых учебников на праздник Первого звонка пойдут не только десятиклассники, но и пятиклассники, и даже первоклашки.
- В МОН знали о возможностях полиграфии, когда планировали график издания учебников?
-Безусловно. Мы неоднократно, в том числе и письменно, обращались к министру, к руководству ИМСО с просьбой ускорить подготовку нормативных и регуляторных документов, чтобы иметь возможность своевременно подготовить качественные учебники. По этому поводу 1 февраля 2018 года, по инициативе УАИК, состоялось совещание в МОН с участием издателей, полиграфистов, производителей и импортеров бумаги и представителей министерства и ИМСО. Но, судя по всему, наших предостережений не услышали.
Например, Положение о конкурсном отборе проектов учебников для 10-го класса было наработано общей рабочей группой представителей МОН, Академии педагогических наук, ИМСО и УАИК еще в сентябре 2017 года. Мы ожидали, что конкурсные процедуры состоятся в начале года, и уже в марте 2018-го тираж пойдет в печать. Но "забуксовал" Институт модернизации содержания образования, затянувший бюрократические процедуры. Положение о конкурсе учебников зарегистрировали только в феврале, и лишь сейчас проведен отбор проектов учебников из 82 названий. Также лишь сейчас в ИМСО готовятся отбирать проекты 32 учебников для 1-го класса, образовательные программы которых утвердили в апреле.
- Насколько прозрачны процедуры конкурсных отборов проектов учебников?
-О непрозрачности конкурса свидетельствуют два десятка апелляций издательств на нарушение процедур во время проведения экспертного оценивания макетов. Для примера: без каких либо объяснений из конкурса выбросили проект учебника для
10-го класса, авторский коллектив которого написал учебную литературу по этому же предмету для 7-го, 8-го и 9-го классов и получил признание в среде учителей, поскольку тиражи составляли 150–200 тысяч экземпляров. Экспертиза будущих учебников - это еще одна хроническая болезнь. Профессиональная экспертная среда, которая проводила бы первичную оценку проекта учебника на соответствие программам и стандартам, в ИМСО не сформирована, хотя речь идет об этом уже много лет.
- А в прошлом году тоже было так много апелляций на конкурсе учебников?
- В прошлом году, как и в предыдущие годы, экспертные оценки проектам учебников ставили учителя-практики. В этом году ИМСО объявил свободный набор экспертов: кто угодно с улицы, имея диплом педагога, педагогический опыт или опыт психолога, мог приобщиться к экспертизе. Результат - десятки жалоб и апелляций со стороны авторов и издателей. А это уже материал для обжалования результатов экспертизы и фактор, который может затянуть проведение конкурсных процедур, соответственно - и печатание учебников.
Еще одна особенность 2018 года - возврат к "ручному" управлению формированием тиража учебников. В 2014 г. издатели предложили систему демократического отбора учебников - не по кулуарному решению комиссии министерства, а по открытому голосованию учителей. Тогдашний министр образования Сергей Квит, при поддержке тогдашнего председателя комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования Лилии Гриневич, дал "зеленый свет" введению репозитария - специального интернет-ресурса, на котором размещались все проекты учебной литературы. И уже в следующем году учителя в режиме онлайн смогли выбрать учебники, а издатели - убедиться, действительно ли за их издания проголосовало педагогическое сообщество. Такая методика использовалась в 2015–2017 гг. В нынешнем же году идея прозрачного выбора отброшена. Проекты учебников размещают не в репозитарии, а на сайте ИМСО исключительно для ознакомления и без фиксации электронного голосования. Все происходит таким образом: педколлектив школы на бумаге отчитывается перед районным управлением образования, выбравшим такой-то комплект учебников. Далее информация передается на уровень области и МОН. И сейчас никто не скажет, какие факторы повлияли на выбор учебника: действительно ли это воля учителя - или же "методологическая" рекомендация чиновника из управления образования. Общественность лишена инструмента, с помощью которого в предыдущие годы могла контролировать прозрачность формирования тиражей учебников.
- А можно было ускорить издание учебников?
-Прежде всего можно было напечатать хотя бы часть комплектов учебников для 5-го класса в марте-апреле, чтобы разгрузить полиграфические мощности на июнь-июль. Ведь в этом году проходит конкурс проектов только по 9 учебникам для 5-го класса, а остальным 48 названиям учебников МОН предоставил гриф "Рекомендован" еще в начале января. Но уже май, а ни один из этих учебников еще не напечатан. Тендерный комитет Института модернизации содержания образования, осуществляющий закупку учебной литературы, до сих пор проводит с издательствами переговоры о согласовании цены и существенных условиях договоров об издании учебников. С некоторыми издательствами договора уже заключены, но ведь надо еще заказать бумагу, картон и разместить заказ в типографиях...
- А почему так долго идут переговоры о согласовании цены?
-Причина - низкая средняя стоимость учебника. Если посмотреть в бюджет МОН 2017 года, то средняя стоимость изготовления учебника составляла 35 гривен. В этом году на издание одного учебника для 10-го класса заложено почти 39 гривен, для 1-го класса - это тоненькие книжечки по
128 страниц - 35 гривен. А вот стоимость учебника для 5-го класса объемом в среднем 260–280 страниц определена в 30 гривен. То есть учебник большего объема стоит дешевле, чем книжечка вдвое тоньше. Вопрос издателей о структуре ценообразования учебника ответственные работники ИМСО оставили без ответа. Алгоритм расчета средней стоимости нам не предоставили.
- А в целом - можно ли напечатать качественный учебник за 30 гривен?
-Нет, поскольку такая средняя стоимость не учитывает объективную ситуацию на рынке. Тонна бумаги в прошлом году стоила 26 тысяч гривен, в этом году - уже
30 тысяч, полиграфические услуги подорожали в среднем на 20%. В смете издания материалы (бумага, картон, пленка) и полиграфия составляют 92%, рентабельность издательства - 5%, остальное - авторское вознаграждение и издательские затраты. Поэтому если загнать цену учебника в 30 гривен, то фактически эта сумма покроет только стоимость бумаги, картона и полиграфии. На вознаграждение авторам и оплату труда коллектива издательства - редакторов, корректоров, технических редакторов, иллюстраторов - не останется ничего. Тогда придется печатать учебник объемом не 288 страниц, каким его привыкли видеть учителя, а, скажем, 200. Но, вырезая количество страниц, урезаешь и контент, его интеллектуальную составляющую. И тогда получаем, простите, "ампутированный" учебник, с которым будем реализовывать программу "Новая украинская школа".
Хуже всего то, что все расчеты относительно учебников в Украине, в отличие от европейских стран, ведутся, фактически, в одной плоскости: как сэкономить средства. И такая экономия на интеллекте может иметь очень печальные последствия для нации и государства. Содержание учебника, его интеллектуальная составляющая, новые смыслы и ценностные ориентиры для учеников должны стать предметом особого внимания и Министерства образования и науки, и научного учреждения с таким символическим названием - Институт модернизации содержания образования. Ведь сегодня в странах Европейского Союза интеллектуальная составляющая в структуре себестоимости учебника составляет свыше 20%.
- Известно, что в МОН даже планировали печатать учебники по государственному заказу за границей. Это возможно?
-Украина сейчас продуцирует самые дешевые учебники на континенте. В Беларуси, например, эквивалент стоимости только полиграфических услуг по изданию одного экземпляра учебной литературы составляет 1 евро. В Турции - 1,8 евро. В Словакии, которая является центром восточноевропейской полиграфии, стоимость издания учебника начинается с 3 евро. Прибавьте к этому стоимость доставки, а также авторские гонорары и редакционные затраты, - и государственных средств хватит только на несколько миллионов экземпляров, в то время как надо почти два десятка миллионов. Поэтому это не выход.
Реформируя образование с точки зрения его содержательного наполнения, необходимо принимать меры не только по переподготовке учителей, обновлению мебели и оборудованию в школах, но и по оперативной модернизации инфраструктуры Министерства образования, всех тех учреждений, задача которых - реализовать эту реформу. Сохраняя их в нынешнем законсервированном формально-бюрократическом статусе, трудно рассчитывать на то, что украинский школьный учебник действительно станет эффективным инструментом интеллектуального развития юного поколения граждан Украины, одним из самых существенных элементов их подготовки к самостоятельной жизни в современном мире, который так неустанно и быстро меняется.
- Так все же, господин Александр, будут ли у школьников учебники к 1 сентября?
-Я очень надеюсь, что МОН и ИМСО откорректируют свою политику в сфере создания учебников и, по меньшей мере, будут придерживаться договоренностей, достигнутых в последние две недели, и совместно наработанных графиков проведения бюрократических процедур, предваряющих процесс печати учебников. Издатели же сделают все от них зависящее, чтобы учебники для 1-го и 5-го классов были на ученических партах уже 1 сентября. Что же касается учебников для 10-го класса, то они поступят в школы позже.
Ежегодно на бюрократические процедуры по подготовке и согласованию всевозможной нормативно-регуляторной базы в ведомственных кабинетах отводится 8–9 месяцев, а на подготовку и печать учебников - всего 3–4. Поэтому новые учебники в школу попадают когда угодно, но никак не к 1 сентября.
Проекты учебников размещают не в репозитарии, а на сайте ИМСО исключительно для ознакомления и без фиксации электронного голосования. Сейчас никто не скажет, какие факторы повлияли на выбор учебника: действительно ли это воля учителя - или же "методологическая" рекомендация чиновника из управления образования. Общественность лишена инструмента, с помощью которого в предыдущие годы могла контролировать прозрачность формирования тиражей учебников.