Академик Национальной академии наук Украины Виктор Григорьевич Барьяхтар - ученый с мировым именем. Работы в области физики принесли ему широкую известность. Сегодня для него главное - создать четко функционирующую систему подготовки специалистов в области естественных наук, опирающуюся на доскональное изучение фундаментальных наук. Свои научные исследования В.Барьяхтар успешно сочетает с работой декана физико-математического факультета Национального технического университета «Киевский политехнический институт».
- Виктор Григорьевич, современная программа подготовки специалистов в технических вузах достаточно насыщенна. Какую роль в ней вы отводите фундаментальным наукам?
- Перед тем как ответить на ваш вопрос о фундаментальных науках, хочу еще раз акцентировать внимание на системе образования вообще. Не секрет, что система образования в бывшем Советском Союзе, а значит, и в Украине, еще не так давно вполне соответствовала лучшим мировым стандартам. Несомненно, средний уровень подготовки как по школьной, так и по вузовской программам значительно превосходил уровень подготовки учащихся как в Европе, так и в Америке. И мы гордились этим. Не случайно, после запуска в СССР первого искусственного спутника Земли, по инициативе американского президента была полностью пересмотрена система школьной, а затем и вузовской подготовки в США. Главное, чем мы гордились, - это установившимися традициями преподавания естественных наук. Я не говорю о гуманитарных и экономических науках. Здесь мы реально отставали по сути, но не по форме. В области естественных наук - от математики до биологии и географии - действительно сложились первоклассные традиции в преподавании: от коллективов прекрасных лекторов до лучших в мире учебников и методических разработок для обоих уровней образования - и школьного, и вузовского.
- Вы говорите о традициях, но ведь в этаком обобщающем смысле это справедливо, вероятно, не для всех высших учебных заведений. Какие вузы вы могли бы назвать в качестве примера?
- Одним из высших учебных заведений страны, которое играло и продолжает играть свою ведущую роль вот уже на протяжении ста лет, является Киевский политехнический институт, несколько лет назад получивший статус Национального технического университета Украины. Роль этого учебного заведения в деле подготовки специалистов высочайшего уровня поистине уникальна. И это достигается прежде всего сочетанием качества преподавания с глубиной проникновения в суть изучаемых явлений природы либо изучаемых технологических процессов, существующих в современном производстве. Научные и педагогические школы различных кафедр этого вуза бережно хранят и развивают свои традиции, передавая их от одних поколений другим. Оценить результат такой подготовки можно даже косвенно. Достаточно вспомнить о выдающихся личностях, которые вышли из стен КПИ, - Сергей Павлович Королев, Борис Евгеньевич Патон, продолжать этот список можно еще и еще. Сегодня выпускники-политехники находятся на важнейших постах и должностях во многих странах мира, не говоря уже о самой Украине.
- В чем же особенность подготовки специалистов технического профиля, обеспечивающей, по вашей оценке, такой ее высокий уровень?
- На мой взгляд, одной из важнейших особенностей подготовки специалистов в КПИ является разумное, я бы сказал - оптимальное, сочетание преподавания инженерных и фундаментальных наук. Кстати, такой методический прием характерен не только Киевскому политехническому, но, например, и бывшему Ленинградскому, а ныне Санкт-Петербургскому политехническому институту.
Возвращаясь к качеству подготовки специалистов, хочу обратить внимание на следующее: какие бы сложнейшие задачи ни ставились, во все времена, политехники с честью справлялись с ними. Достаточно вспомнить о созданных атомной промышленности, самолето- и ракетостроительной промышленности, об украинской металлургической промышленности и так далее.
- Виктор Григорьевич, вы так плавно ушли в историю, что оставили несколько в стороне конкретные вопросы и проблемы преподавания и, что особенно важно, практического использования фундаментальных наук, таких, как физика, математика, химия. Если это возможно, приведите, пожалуйста, конкретные жизненные примеры практического применения, например, математики.
- Если говорить о практическом применении математики, то новая эра в ее использовании началась с созданием компьютерной техники. Но опять же таки все в жизни взаимосвязано - развитие компьютерной техники было вызвано необходимостью развития и становления ракетной техники, а именно: осуществления корректировки траектории полета ракеты во время ее движения. Сама идея необходимости корректировки движения ракеты принадлежит академикам Келдышу и Самарскому. Именно ими была сформулирована идея разработки бортового компьютера и наземного центра управления полетом, которые могли бы в процессе движения обрабатывать получаемую информацию о параметрах полета и вырабатывать управляющие воздействия на двигатель и другие органы корабля с целью осуществления коррекции. Все это без современной математики было бы невозможно.
В этой связи мне хотелось бы вспомнить один интересный факт из нашей истории науки. Выдающийся мыслитель и ученый современности Ландау не только не верил, но и доказывал невозможность совершения полета на Луну. Он объяснял это влиянием многих факторов на ракету в процессе ее движения и считал, что случайные толчки обязательно собьют ракету с «правильной» траектории. Современная математика и вычислительная техника, вернее, их использование, совершили качественный скачок в развитии науки в целом, доказали многое, ранее недоказываемое. Роль и значение математики в этом огромна.
- Если отвлечься от глобальных, космических, проблем и вернуться к нашей земной жизни, то о каких практических применениях математики вы, Виктор Григорьевич, могли бы рассказать ?
- Времена «ручного» управления важнейшими технологическими процессами давно ушли в прошлое. Добиться оптимальности в управлении современными производствами можно, нужно, и это уже делают повсеместно с помощью мощнейших автоматических систем. Основой таких систем является математическая модель, которая в формализованном виде описывает все нюансы самого процесса. В этой сфере приложения современной математической науки киевские политехники также добились существенных успехов. Мне особенно приятно отметить огромный вклад в науку, сделанный научной школой математиков-прикладников, возглавляемой академиком М.Згуровским - ректором НТУУ «КПИ». Ценность таких научных разработок заключена в их конкретности, направленности на получение конечного практического результата.
Продолжая тему о важности и актуальности изучения фундаментальных наук в современном техническом вузе, нельзя не отметить и тот факт, что знания одной математики явно недостаточно. Как можно грамотно смоделировать тот или иной процесс, не имея реального представления о его физической или химической составляющих? Вот почему современный специалист, покидающий стены технического вуза, обязан знать и современную математику, и физику, и химию, не говоря уже о необходимости в совершенстве пользоваться современной компьютерной техникой.
- Конечно, все, о чем вы говорите, справедливо и никакого сомнения не вызывает в плане постановки задачи подготовки специалистов. Но реально ли достижение желаемых результатов сегодня, когда существует целый ряд сложностей экономического характера?
- Да, нельзя не признать, что реально существуют проблемы, при детальном рассмотрении которых просматривается их экономическая основа. Это и отток лучших научных и педагогических кадров за рубеж, и невысокая заработная плата профессорско-преподавательского состава наших государственных вузов, и недостаточность материально-технической базы, и другие. Но ведь Украина - это современное европейское государство, имеющее пока еще высокий научный и технический потенциал. И задача интеллигенции нашей страны - не допустить снижения этого потенциала, всячески способствовать его увеличению. Вложение средств в образование - это вложение средств в будущее Украины. Если сегодня вкладывать деньги в продукты питания, то за несколько месяцев эти деньги будут «съедены». Не спасет и вложение средств в покупаемые за рубежом заводы под вполне конкретные технологии. Пройдет четыре-пять лет, и эти технологии устареют, не смогут быть конкурентоспособными на мировом рынке. Вкладывая же средства в образование, государство производит специалистов, которые сами будут создавать технологии, отвечающие современным требованиям. Причем один раз создав мощную качественную государственную систему образования, уже не будет необходимости покупать ее вновь и вновь, как в случае с продуктами питания. Сегодня экономить деньги на образовании - это однозначно означает уничтожение будущего Украины.
- Сегодня вы возглавляете молодой (всего три года) физико-математический факультет НТУУ «КПИ». Все ли удалось реализовать из задуманного за эти годы?
- Естественно, не все. Самое главное - сформирован профессорско-преподавательский коллектив. И вот тут я не ошибусь, если назову его коллективом единомышленников. Сегодня лекции нашим студентам читают три академика Национальной академии наук Украины, 37 профессоров, 280 доцентов. А студенты нашего факультета - это поистине золотой фонд нашей страны, нашей науки. Практически на каждом из трех курсов я бы выделил по 10-15 студентов, которых по объему имеющихся у них знаний я зачислил бы в разряд суперстудентов. Вместе с тем опыт трех лет работы показал, что необходимо несколько видоизменить методику преподавания, сосредоточив больше внимания на самостоятельной работе студентов. Профессор, доцент, преподаватель должны быть консультантами у студента, развеивающими любые сомнения в подходах к решению, в самом решении и оценке полученных результатов. Вместе с тем выпускник нашего факультета должен обладать и конкретными техническими навыками. В этом аспекте нам еще много предстоит поработать над развитием технической базы.
- Хочется пожелать вам, Виктор Григорьевич, реализации всех творческих планов, здоровья и успехов.
- Ради наших студентов, будущего нашей Украины хочется жить и работать. Спасибо за пожелание!