А У ВАШЕГО БУКВАРЯ КАКОЙ РЕЙТИНГ?

5 апреля, 2002, 00:00 Распечатать

Школьные учебники, выпущенные за годы независимости Украины, не критиковал разве что ленивый. Впрочем, причин тому более чем достаточно...

Школьные учебники, выпущенные за годы независимости Украины, не критиковал разве что ленивый. Впрочем, причин тому более чем достаточно. «Нестыковка» как по вертикали (то есть между классами), так и по горизонтали — междисциплинарно, перегруженность терминологией, скромное и далеко не всегда качественное оформление — перечислять минусы учебной литературы последнего поколения можно ох как долго.

С другой стороны, все вышеназванные недоработки и иже с ними во многом являются проблемами роста. Ведь ни для кого не секрет, что до 1991 г. наше государство своей системы создания учебников не имело. Львиная доля школьных пособий выходила в Москве, в Украине же выпускались лишь учебники по украинскому языку и литературе, истории УССР да еще литература для школ с национальными языками обучения.

Сегодня можно уверенно констатировать: за годы независимости в Украине (к слову, единственной кроме РФ стране СНГ) отечественные авторы и издательства создали полный комплект национальных учебников для среднего образования. В государстве функционирует достаточно четкая система организационной и научно-методической работы, цель которой — оценка уровня учебной литературы и официальное подтверждение целесообразности ее использования в школах Украины.

На сегодняшний день вопросы подготовки рукописи, учебника к печати и т.д. регулируются в системе взаимоотношений «автор — издательство». Фактически Минобразования и науки в этот процесс не вмешивается. Единственное, до начала этой работы МОН формирует два документа — учебный план и учебную программу по каждому предмету. Любое пособие может быть написано по любой методической системе, отображать педагогическое творчество автора, но при этом должно жестко соответствовать вышеназванным документам. Иначе о грифе «Рекомендовано (утверждено) Минобразования и науки Украины» нечего и мечтать.

В соответствии с Законом Украины «Про авторське право і суміжні права» автор учебника может самостоятельно определять предприятие, которое подготовит к изданию его работу. Затем в «игру» вступает МОН — к процессу подключаются научно-методическая комиссия министерства и эксперты: они дают оценку пособию. Далее, базируясь на рекомендациях экспертов и выводах научно-методической комиссии, принимается решение — будет данная учебная книга проходить двух-трехлетнюю апробацию в школе или она, скажем так, нуждается в доработке.

Затем МОН по целевому назначению из бюджетных средств закупает необходимые тиражи учебников у издательств, имеющих авторские права на издание. Следует подчеркнуть: Минобразования и науки не подписывает прямых договоров с полиграфкомбинатами и поставщиками бумаги, картона и других комплектующих материалов. Вся ответственность за качество учебников, их соответствие санитарно-гигиеническим нормам и т.д. лежит на издательствах. МОН Украины, в свою очередь, контролирует все эти показатели при сдаче каждого тиража.

Несколько слов о тиражах и вообще — о цифрах. Если в 1999-м в Украине за счет госбюджета было издано почти 4 млн. экземпляров различных учебников, то в прошлом году эта цифра возросла до 15 млн. На сегодняшний день общая обеспеченность отечественных школ новыми пособиями составляет 70% (в 2000-м — 56%), общий библиотечный фонд укомплектован на 80%. Недостаток учебной литературы обусловлен, прежде всего, ограниченным финансированием. Так, на протяжении 1996 — 99 гг. было профинансировано только 39% от заложенных в госбюджете «учебниковых» средств. Результат — резкое ухудшение положения дел в отрасли, острый дефицит школьных пособий и долги министерства за напечатанную литературу.

В 1999-м происходит долгожданный перелом. До конца 2000-го удается погасить кредиторскую задолженность за предыдущие годы. Снижается стоимость учебника — от 6 грн. 55 коп. (1998 г.) до 5 грн. 46 коп. (2001 г.). В два раза удешевляются расходы на доставку учебной литературы. С целью защиты отечественного производителя заказы на изготовление учебников размещаются исключительно на украинских полиграфкомбинатах. С октября 2001-го в перечень обязательных условий всех договоров включено требование об использовании при изготовлении учебников отечественной бумаги и картона.

Теперь о самом животрепещущем и актуальном. Как известно, с 1 сентября прошлого года начался переход на 12-летку. Он, естественно, предусматривает модификацию структуры и содержания образования и как следствие — выход в свет абсолютно новых учебников. Загвоздка в том, что в связи с переходом на двенадцатилетний срок обучения придется перестраивать с таким трудом складывающуюся последние десять лет схему создания школьной литературы. Ведь теперь новые учебные пособия попросту негде апробировать: нынешние первоклашки — первые в своем роде. Точно так же в этом году будут запущены в работу совершенно не «обкатанные» учебники для второклассников. Какова будет результативность этой школьной литературы, ее качество, сегодня сказать сложно. Естественно, все «новички» получили соответствующую экспертную оценку, оценку научно-методических комиссий, АПНУ. Но нет главного — апробации на практике.

Как решить эту проблему? По мнению заместителя госсекретаря МОН Украины Григория Науменко, первым шагом должно стать создание четко отлаженной системы обратной связи, которая даст возможность получить оценку каждого нового учебного пособия со стороны пользователей — учеников и учителей. Таким образом, считает Григорий Григорьевич, за несколько лет выкристаллизуется рейтинг всех учебников, что, в свою очередь, даст возможность четко определить, какая школьная литература заслуживает право на жизнь, какую нужно переработать или вовсе изъять из учебного процесса. Неясным в данной ситуации осталось лишь одно: кто впоследствии «переработает» знания ребят, которым «повезет» 12 лет проучиться по негодным учебникам?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно