А ПРОФСОЮЗ ПРОТИВ

8 февраля, 2002, 00:00 Распечатать

Как-то в одной из газет наткнулась на такой вот «шедевр» народного творчества: — Зачем ты нищей дал так много, душка?..

Как-то в одной из газет наткнулась на такой вот «шедевр» народного творчества:

— Зачем ты нищей дал так много, душка?

Таких щедрот не ожидала я.

— Ну как не дать? Ведь нищая старушка —

Учительница первая моя!..

С тех пор, как сей «перл» поселился у меня в архиве, прошло уже несколько лет. Увы, своей актуальности это фольклорное творение новейших времен не только не потеряло, но и почти перекочевало в разряд сермяжной правды.

О нищенском положении наших педагогов писалось и говорилось столько, что сегодня даже самые проникновенные и красивые слова и обещания воспринимаются исключительно как очередная грубая ложь, очередная пощечина. И все-таки наша школа остается одним из немногих островков, где хоть что-то делается и есть реальный результат. Об украинских педагогах и их насущных проблемах идет речь в интервью корреспондента «ЗН» с председателем ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины Леонидом Сачковым.

— Каким был 2001 год для образовательного сектора страны? Имею в виду материальное положение просвещенцев и то, каким образом государство выполняло свои обязательства перед ними.

— В целом 2001-й был годом некоторых подвижек. Мы наконец-то забыли о таком позорном явлении, как задолженности по учительским зарплатам, — к отпускному периоду они были сведены практически к нулю. Профсоюзы добились и определенного прогресса в изменении уровня оплаты труда работников образования. Припоминаете, в первый раз правительство планировало на 25% поднять зарплаты бюджетникам с 1 апреля 2001 г. Мы выразили свое несогласие — повышение состоялось на месяц раньше. Второе повышение — на 15%— датировано 1 сентября прошлого года.

Самая низкооплачиваемая категория педагогов — рядовой учитель, молодой специалист. До повышения его должностной оклад был 119 грн. За прошлый год эта цифра возросла до 179, то есть на 50%. Самая высокооплачиваемая категория — учитель-методист. Его оклад со 162 грн. поднялся до 230 (с учетом надбавки за выслугу лет повышение составило более 60%). Естественно, мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Зарплата учителя была и осталась мизерной, она не дотягивает до уровня, определенного законом Украины «Об образовании». А многострадальная 57-я статья вышеупомянутого закона! В прошлом году начались выплаты по ней, но ведь педагоги получили всего половину полагающихся им доплат. Я проанализировал ситуацию: из всех категорий работников средней школы до прожиточного минимума (311 грн. на 2001 г. и 342 на 2002-й) дотягивает лишь учитель-методист, имеющий большой стаж работы, да и то со всеми доплатами.

— Возможно, в высшей школе ситуация веселее?

— Зарплаты практически всех рядовых преподавателей вузов достигли минимального прожиточного уровня. Но опять же — ассистенты, младшие научные сотрудники, то есть молодые кадры, получают всего где-то около 276 грн.

— Одним словом, сидеть сложа руки профсоюзам не придется и в этом году. Посему предлагаю перейти от дня вчерашнего ко дню сегодняшнему. Насколько соответствует реальным потребностям сферы образования бюджет-2002?

— Конец прошлого года был периодом очень активной деятельности нашего профсоюза. Трижды на национальном уровне мы выступали с акциями протеста. Требовали, чтобы объем финансирования образования был не меньше 6% ВВП. У нас же с учетом внебюджетных средств этот показатель чуть выше 4%. Понятно, находясь в тисках такого безденежья, говорить о развитии отрасли не приходится. Но будем объективны — средств, выделенных на образование в нынешнем бюджете, несколько больше, чем было в предыдущем: 10 млрд. 687 млн. против прошлогодних 8 млрд. 570 млн. С одной стороны, рост вроде бы довольно существенный — где-то на 20%. С другой — инфляционные процессы, рост цен на энергоносители... Естественно, все это покрыть бюджет-2002 не может.

— Если не ошибаюсь, в этом году с 1 сентября запланировано очередное повышение учительских зарплат.

— Ряд выплат предполагается повысить в соответствии с некоторыми пунктами 57 статьи закона «Об образовании». А именно: в полном размере выплачивать надбавки за выслугу лет, оздоровительные и материальное вознаграждение за хорошие показатели труда. Но такие намерения нас не удовлетворяют.

— ?

— Объясню. Всем работникам бюджетной сферы подняли должностные оклады с 1 февраля 2002 г. Просвещенцам — нет. Во-вторых, относительно сроков введения выплат. В законе четко сказано: человек должен получить оздоровительные к отпуску. А ведь массовый период отпусков у учителей летом! Следовательно, если педагоги получат оздоровительные к 1 сентября, норма закона снова не сработает.

Совсем недавно мы пригласили руководителей всех областных организаций отраслевого профсоюза на расширенное заседание нашего президиума. И приняли решение потребовать от Кабмина 15-процентного повышения окладов работникам сферы образования, как и всем бюджетникам, с 1. 02. 2002 г. Еще один немаловажный момент. Введена новая норма минимальной зарплаты, меньше которой работодатель не имеет права заплатить, — 140 грн. Молодой же украинский учитель имеет должностной оклад 170 — 180 грн. То есть фактически зарплата учителя приравнена к зарплате работников, выполняющих неквалифицированную работу. Поэтому мы требуем и настаиваем: междолжностные дистанции обязательно должны быть соблюдены. Подняли минимальную зарплату до 140 грн., поднимите зарплату учителя!

Президиум профсоюза работников образования и науки Украины обратился к Президенту, ВР и Кабмину и изложил, почему не согласен с бюджетной политикой-2002. Проанализировав сегодняшнюю ситуацию, мы решили действовать так. Сначала обращаемся во все властные структуры, используя методы социального партнерства или компромисса. Если на этом пути положительных результатов не добьемся, созовем коллегиальный форум и будем думать об общенациональных акциях протеста.

— И сколько профсоюзы готовы ждать?

— Так нельзя ставить вопрос. Закон регламентирует сроки ответа на любое заявление гражданина (то ли физического, то ли юридического лица) — он должен быть дан в течение месяца. Поэтому пока ждем реакции. На II съезде работников образования из уст высших должностных лиц государства мы получили заверения: образование — главный приоритет Украины. В текущем году должен заработать основной документ, одобренный съездом, — Национальная доктрина развития образования. Как видим, нынче ситуация не такая, как хотелось бы нам. Поэтому мы и апеллируем к данным на съезде обещаниям.

Ходят разговоры, мол, просвещенцы хотят больше, чем медики... Мы прекрасно понимаем их тяжелейшее положение и двумя руками за то, чтобы и им поднимали зарплаты. Но мы не можем смириться со сложившимся на сегодняшний день уровнем оплаты труда работников нашей отрасли, поэтому и вынуждены идти на такие шаги. И будем стоять до конца.

— С высоких трибун учителей постоянно увещевают: ну, потерпите еще, ведь вы — самая законопослушная категория граждан, неспособная к открытой конфронтации с властью... Но нельзя же до бесконечности испытывать терпение людей. Однажды очередная капля станет-таки последней и переполнит чашу. Не кажется ли вам, что до этого «часа икс» осталось почти ничего?

— Я бы так не рассуждал, поскольку знаю весь, так сказать, внутренний расклад, сложившийся в отрасли. Учителя работают с детьми. И эта самая последняя капля их терпения отразится прежде всего на детях. Если, не дай Бог, прервется учебный процесс, 6—7 миллионов школьников попросту останутся на улице. Можете себе представить, что тогда будет? Поэтому, учитывая преданность своей профессии, прежде чем идти на крайности, каждый учитель крепко задумается.

— Леонид Семенович, а кто он — сегодняшний учитель? Не могли бы вы нарисовать портрет современного украинского педагога: сколько ему лет, как и чем он живет, на что надеется, во что верит?

— Думаю, даже попытка создать такой интегральный портрет обречена на провал. На мой взгляд, можно лишь попытаться описать настроение нашего учителя. Безусловно, он чувствует себя подавленным и униженным. Ведь учителю деньги нужны не только, чтобы прокормиться, ему нужно расти как специалисту. Покупать литературу, прессу, ходить в театр, посещать выставки, ездить на семинары и т. д.

— Да уж, маловато поводов для оптимизма...

—Я бы не спешил с выводами. Все не так уж мрачно. На II съезде работников образования удалось изменить отношение общества — от родителей учащихся до первых лиц государства — в плане понимания приоритетности и первичности отрасли. К сожалению, пока еще нет соответствующих практических шагов в этом направлении, но это же не значит, что их не будет! С каждым годом все монолитнее и сплоченнее становится наш профсоюз, объединенный вокруг одной идеи — выживание и развитие образования. Первый этап мы уже проходим, наступает второй — развития, возрождения. Так что поводов для оптимизма не так уж и мало!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно