…А ЭТОТ МИЛЛИОН ОТСТЕГИВАЕМ «НАВЕРХ»

3 октября, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №38, 3 октября-10 октября

Министр хмурился, барабанил пальцами по столу и выразительно смотрел то на одного, то другого подчиненного...

Министр хмурился, барабанил пальцами по столу и выразительно смотрел то на одного, то другого подчиненного. Впрочем, оно и немудрено. Поскольку обнародованные на недавнем заседании коллегии Минобразования и науки результаты ревизий и целевых проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений и заведений МОН Украины за первое полугодие 2003-го наглядно продемонстрировали — у ведомства очень большие проблемы с финансово-бюджетной дисциплиной и с эффективностью расходования государственных средств.

Специалисты Главного контрольно-ревизионного управления Украины вместе с коллегами из органов государственно-ревизионной службы на местах «просканировали» выполнение Минобразования и науки и подведомственными ему учреждениями и организациями десяти бюджетных программ. Вывод: некоторые из них профинансированы недостаточно, в частности заведения профтехобразования в среднем на 70—80%, выполнение научных работ — на 30%. Вместе с тем, констатируют проверяющие, просвещенцы повсеместно игнорируют требования Бюджетного кодекса и действующего законодательства Украины, касающиеся целевого и эффективного использования государственных средств. В результате сумма финансовых нарушений, допущенных работниками отрасли, составила ни много ни мало — 300 млн. грн. Из них таких, что привели к убыткам, — около 10 млн. грн., потеряно доходов на 2,6 млн. грн., где-то 240 млн. грн. — нарушения, связанные с занижением в учете стоимости активов. Кстати, ГлавКРУ Украины неоднократно обращало внимание руководства МОН на хроническую минимизацию в соответствующих документах отчетности стоимости тех же основных средств и земельных участков бюджетных учебных заведений. Воз же и ныне там.

Целый ряд нарушений связан с выполнением финансируемых МОН Украины бюджетных программ в научной сфере. Например, министерство почему-то дотировало прибыльные хозрасчетные организации, на содержание только трех из них пошло более 207 тыс. грн. Игнорировало ведомство и установленные международные правила, касающиеся отбора отдельных научно-исследовательских работ (НИР) в сфере межгосударственного научно-технического сотрудничества. Так, семь таких проектов (из 35 проверенных) не проходили установленную процедуру отбора и не включены в перечень совместных разработок, утвержденных протоколом в рамках действия межправительственных соглашений. Следовательно, оснований у министерства для подготовки и подписания договоров на выполнение этих НИР не было. Вместе с тем в 2001—2002 гг. именно такие «внезаконники» съели 500 тыс. грн. бюджетных денег.

По мнению сотрудников ГлавКРУ, МОН Украины не обеспечивает осуществление мониторинга достигнутых результатов реализованных НИР и не следит за внедрением отечественных разработок и технологий. Отсутствие действенного контроля за фактическим выполнением договорных обязательств исполнителями НИР со стороны министерства стала причиной того, что оно, не получив никаких реальных результатов этих проектов, безосновательно списало на них свыше 268 тыс. грн. бюджетных средств. Вообще в деле экономии государственных денег главные просвещенцы страны откровенно не на высоте. Ну, действительно, зачем, к примеру, при подписании договоров на изготовление печатной продукции по научной тематике проводить изучение спроса на такую литературу и потребности в ней научных учреждений, библиотек и учебных заведений? Разве стоит волноваться, что потом тысячи книг месяцами пылятся на складах издательств и в почтовых отделениях?..

Проверка расходования средств, выделяемых на бюджетную программу «Аппарат МОН Украины» выявила многочисленные факты покрытия дефицита финансирования министерства за счет подведомственных ему учебных заведений, учреждений и организаций. Только за шесть месяцев 2003-го им пришлось отстегнуть «наверх» 1,1 млн. грн., предусмотренных на их собственную деятельность. (К слову, и на эти противоречащие закону действия ГлавКРУ, основываясь на результатах предыдущей проверки, уже обращало внимание министерского руководства.) Но, оказывается, не только техникумы, вузы и иже с ними являются денежными донорами главного отраслевого ведомства. Несмотря на то, что ревизоры в мае 2001 г. указали МОН на недопустимость улучшения своего материально-технического обеспечения и за счет выделяемых госбюджетом средств на выполнение НИР, на протяжении июня—июля 2001-го было подписано три договора на закупку спецоборудования. Знаете, что на деле скрывается за туманным и загадочным словом «спецоборудование»? Офисная мебель для министерских чиновников.

На фоне вышеизложенного вполне закономерно выглядят, скажем, факты занижения теми же вузами и техникумами-колледжами в документах отчетности (проверки и ревизии в первом полугодии 2003-го прошли в 195 учреждениях и заведениях системы профтехобразования и 130 высших учебных заведениях) реальной задолженности студентов-контрактников — общая сумма 938 тыс. грн., и недополучение платы за проживание в общежитиях — 372 тыс. грн. Ведь все малоприятные процессы у рыбы (читай, отрасли) начинаются с ее головы.

И последнее. В следующем году ГлавКРУ планирует провести аудит эффективности расходования бюджетных средств на изготовление учебников и документов об образовании. Судя по всему, нас ожидает не менее «сытная» пища для размышлений.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно