Как-то гуляя по любимым улочкам старого Подола, я обратила внимание на компанию ребятишек, играющих у стен Покровской церкви. Поразило то, что дети не просто гоняли мяч или прыгали через резинку, а играли в некую игру, которую между собой называли «интеллектуальным марафоном». На вопрос: «Откуда такие развитые взялись?» я получила ответ буквально через несколько шагов, взглянув на вывеску соседнего здания: «Средняя школа № 100. Лицей «Подол».
Природное любопытство заставило меня войти в помещение и подробно изучить расписание занятий (сухая документация часто дает самую объективную информацию). Как и чему учат этих ребят, чтобы они становились такими умными и любознательными и при этом, что очень важно, оставались резвыми, непосредственными - нормальными детьми? Оказалось, что занятия продолжаются практически целый день, так как даже малыши, помимо основных предметов, здесь изучают математическую логику, мелодекламацию, пиитику, историю живописи и даже... эйдетику (многие ли знают, что это такое?), которая помогает детям улучшить память и логическое мышление. Ну и, конечно, углубленное изучение английского (пять раз в неделю). Дополнительно к этому, по-видимому, для большей разносторонности и некоторой физической нагрузки, обязательны занятия бальными танцами и у-шу.
Уже из разговоров с родителями, пришедшими забирать из летнего лагеря тех самых ребят, с которыми я познакомилась на улице, выяснилось, что в школе есть кружок бальных танцев, музыкальный театр и замечательный хор, трижды получавший Гран-при на конкурсе хоровых коллективов города Киева. Начиная со второго класса отличники получают стипендию. И пусть это деньги не очень большие, но заработаны они собственными умом и трудом.
И уж совсем сразило меня объявление, текст которого стоит того, чтобы привести его полностью:
«Можно ли воспитать у ребенка способность творчески мыслить, важнейшую способность, позволяющую человеку без боязни войти в XXI век? Или она - счастливый лотерейный билет, который природа вручает избранным?
Свои мысли по этим вопросам вы можете высказать на заседании педсовета, которое состоится...»
Второй важнейший момент - сознательный выбор специальности и продолжение образования. Пройдя обучение в младших и средних классах, ученики сдают экзамены и по их результатам переводятся в лицей. Таким образом, с седьмого класса они учатся уже с разделением на факультеты: физико-математический, маркетинг и менеджмент, коммерческое и юридическое право, банковское дело... Одиннадцатый класс одновременно является подготовительным факультетом тех вузов, с которыми лицей сотрудничает: экономического факультета Национального университета, Международного университета гражданской авиации, Торгово-экономического университета и Академии легкой промышленности.