6 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ СОЗДАТЬ СВОЮ ШКОЛУ

04 октября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 38, 4 октября-11 октября 2002г.
Отправить
Отправить

...Актовый зал украинского коллежа им.В.Сухомлинского был полон, но праздничный концерт, посвященный двойному юбилею — дню рождения самого коллежа и человека, имя которого он носит, все не начинался...

...Актовый зал украинского коллежа им.В.Сухомлинского был полон, но праздничный концерт, посвященный двойному юбилею — дню рождения самого коллежа и человека, имя которого он носит, все не начинался. Зрители шумно переговаривались, усаживаясь на свои места. Стоящие на сцене малыши из начальной школы смеялись и шалили. Пора начинать — а юные артисты никак не могут угомониться. И тут с первого ряда раздался звонкий голос:

— Кто будет лучше всех стоять, того сфотографирую!

Это директор школы — Василина Николаевна Хайрулина, кандидат педагогических наук, член-корреспондент АПН Украины, учитель от Бога. Малыши тут же успокоились и построились. Несколько снимков — чтобы попали в кадр все, кто «стоит красиво», — и концерт начался.

После концерта подхожу к Василине Николаевне. Высокая, стройная, со светлыми пышными волосами и добрым внимательным взглядом, она невольно привлекает к себе внимание невероятной энергией и жизнерадостностью.

— Как вы быстро справились с малышами — другой бы полчаса уговаривал!

— С 18 лет, как только пришла в школу, у меня не было проблем с дисциплиной. Причем я до сих пор не могу объяснить, чем привлекала внимание детей. Иногда, если они шумели, я просто складывала руки на груди и удивленно смотрела на класс — ребята замолкали и я продолжала урок. Вообще, я глубоко убеждена, что детей можно воспитывать только добром и любовью, — даже самых хулиганистых.

— Любовь к детям — это от родителей?

— У меня была необыкновенная первая учительница — Вера Андреевна Драч. Такая добрая, уютная. Я до сих пор помню ее руки: мягкие и добрые-добрые. После войны школы плохо отапливались и Вера Андреевна ходила в теплом пушистом платке, и если кому-то из малышей было холодно, она его пригревала. Этот образ учителя, который обогревает детей, до сих пор у меня в мыслях. Уже тогда я поняла, что должна стать только учительницей и только начальных классов. Ведь все желания и нежелания, знания и незнания взрослой жизни — все идет от родителей, от первой учительницы, от школы.

Но путь Василины к мечте, как и у многих в те годы, был извилист. Девочка родилась в военные годы в селе Киянка Новоград-Волынского района Житомирской области. Несмотря на то, что закончила школу с серебряной медалью и имела прочные знания, поступить на стационар педагогического вуза не могла: по закону любой молодой человек из села обязан был несколько лет отработать в родном колхозе — только после этого могли выдать паспорт и разрешение на выезд. Поступив на заочное отделение одного из вузов по специализации украинский язык и литература, Василина осталась в родном селе. Вставала в 4 утра, бежала на ферму, а после садилась за учебники. В это время и произошло событие, которое едва не изменило всю последующую жизнь.

— Чуть не стала телезвездой! — смеется Василина Николаевна. — Однажды к нам в гости из Караганды приехал мой дядя и увез к себе. В Караганде я тут же устроилась на дядин комбинат (он работал главным инженером) телефонисткой. Где-то недели через две услышала о наборе в студию карагандинского телевидения, подала документы, и к своему великому удивлению, успешно сдала экзамены. Два года я училась в студии, мне даже доверили вести новостийные передачи. А затем в один из своих очередных приездов домой — я ведь продолжала учиться на заочном, меня встретила директор киянковской школы и предложила работать учителем украинского языка и литературы. Так судьба вновь сделала поворот — на этот раз окончательно.

Василина очень боялась, как ее в новом статусе встретят односельчане, будут ли слушаться ребята, с которыми еще совсем недавно вместе училась. Но все сложилось очень хорошо. Единственное, о чем с грустью вспоминает теперь, так это о любви, чистой и прекрасной, которая бывает только в первый и единственный раз. Было подано заявление, куплено подвенечное платье — но не судьба…

После этого девушка делает еще один решительный шаг к мечте: уезжает в Ривне и поступает на первый курс пединститута на отделение начальных классов. Вечером училась, а днем работала — поначалу в школе, затем в райкоме и обкоме комсомола. Здесь и встретился ей молодой военный Михаил Хайрулин, с которым они вот уже 35 лет вместе. После этого началась кочевая жизнь жены военного: Москва, Белая Церковь, Киев, Германия. И всюду Василина Николаевна находила возможность заниматься любимым делом. В Киеве, гуляя с полугодовалой дочкой, зашла в школу, да так и осталась там учителем младших классов. Пока вела уроки, с малышкой сидела няня, но вечером помощи ждать было не от кого: приходилось заниматься не только маленьким ребенком и домашним хозяйством, но и готовиться к урокам.

В Германии муж готовил мне место в главном политическом отделе, — рассказывает Василина Николаевна. — Но когда я привела старшего сына в 9-й класс, завуч школы посмотрела на меня и спросила: «Вы учительница?» «Да, — удивясь, ответила я, — истории, украинского языка и литературы и начальных классов». «У нас есть для вас класс!» Естественно, я отказалась от «теплого» места, высокой зарплаты и пошла работать с малышами.

Через год в школе проходила фронтальная проверка из Минобразования СССР. Надо сказать, что к этому времени я уже всерьез увлеклась идеями Василия Александровича Сухомлинского. Читала все, что публиковалось в печати. Причем мне хотелось не механически скопировать его идеи и методику, а создать свою собственную неповторимую атмосферу в классе, способствующую развитию личности и раскрытию способностей детей. У инспекторов из министерства все уроки были расписаны, у меня они должны были быть на первом — как сейчас помню, он проводился по рассказу «Митины друзья». Я постаралась провести его так, как, мне казалось, его провел бы сам Василий Александрович. Посидев на первом уроке, комиссия попросилась поприсутствовать на математике, а затем и на труде. Получилась фронтальная проверка всей моей деятельности. Выводы комиссии были благоприятными и через год мне предложили возглавить младшую школу.

Тут уж Василина Николаевна впервые смогла развернуться как следует: на всех прежних местах она работала по два-три года, а тут предстояло целых четыре! В это же время начался первый эксперимент по обучению шестилеток. Хайрулина добилась достройки школьного блока, где разместились классы, столовая, зимний сад и шесть игровых комнат: одна имитировала фабрику, другая — аэропорт и так далее. Чтобы малыши уже в школьных стенах готовились ко взрослой жизни, знали, что откуда берется, могли пощупать, посмотреть, поиграть. На собственные деньги привозила из Союза игрушки, дидактические материалы и даже … двух кроликов для зимнего сада. Друзья говорили: «Вот бы тебе такую школу да на берегу Днепра!» Как в воду глядели.

Возвратившись в Киев, Василина Хайрулина год проработала завучем младших классов в 204-й школе, а затем была назначена директором только что построенной на самом берегу Днепра 272-й средней школы. Предполагалось, что школа станет экспериментальной лабораторией столичного пединститута (ныне университета) им.М.Драгоманова. Всего через пару лет и она превратилась в украинский коллеж им. В.Сухомлинского, на практике реализующий идеи выдающегося педагога.

К слову, коллежем во Франции XIX века назывались школы с ранней профилизацией учеников. Потому с 5-го класса коллежанин может определиться, в какой области он хотел бы специализироваться, и выбрать класс либо с математическим уклоном, либо гуманитарным или же биолого-медицинским. В старших классах начинается более четкая специализация, когда одно занятие в неделю ребята посвящают изучению будущей профессии: педагогике, правоведению, программированию, экономике, медицине, химии или деловодству.

Задолго до инициатив Минобразования в коллеже начали осваивать педагогику партнерства, пришли к необходимости личностно ориентированного воспитания и обучения детей. В коллективе как учительском, так и ученическом царит атмосфера творчества, жажды познания. К исследовательскому процессу привлекаются как учителя, так и ученики: дети работают в научных кружках, осваивают информационные технологии, на факультативах они сами составляли программы по истории Украины, английскому языку, ученики биологического класса подготовили тесты и программы по биологии и медицине.

— Хотелось создать школу нового типа, школу радости, школу-семью, — признается Василина Николаевна. — Вообще, меня давно привлекала идея экспериментальной школы, где будут создаваться учебники, пособия, дидактические материалы, апробироваться новые методики обучения. Наши учителя, к примеру, осваивают методику деловых интеллектуальных игр, создают авторские учебно-методические комплексы. В нашем коллективе уже давно разработана и действует система безбалльной оценки знаний в младших классах, создана принципиально новая система уроков. Они длятся у нас не традиционные 45 минут, а представляют собой схему «три по тридцать»: каждые полчаса являются как бы самостоятельными и в то же время связанными между собой блоками. На мой взгляд, такая система позволяет улучшить качество обучения, уменьшить нагрузку на ребят дома, снять напряжение.

— Здесь, наверное, очень важно создание коллектива единомышленников?

— Нам это удалось. Конечно, не все педагоги приходят к нам с уже сложившимися взглядами на воспитание и обучение. И тут главное — научить самого учителя, показать, как работают опытные педагоги. Молодым учителям мы стараемся оказать максимальную моральную поддержку и доверие, дать свободу в творческом поиске. Вместе с тем, существует «генеральная линия», которой должен придерживаться любой учитель. Кто не соглашается — тот уходит.

— Директорский «хлеб» не сладкий — хватает и недовольных, и недоброжелателей. Не возникает ли желания уйти на отдых?

— Кажется, если завтра уйду из школы — я умру.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК