Объявленный приоритет новой команды - это введение налога на выведенный капитал. В действительности введение этого налога неоднозначно ни с позиции положительного влияния на темпы экономического роста, ни с позиции получения других позитивных экстерналий - детенизации отечественной экономики или создания новых рабочих мест. Свидетельством этого является разделение как отечественных, так и иностранных экспертов на два противоположных лагеря. При этом позиция и тех и других содержит как вполне рациональные аргументы, так и притянутые за уши.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Константин Швабий, доктор экономических наук, профессор. По его словам, большинство отечественных предприятий, которые годами являются убыточными, но почему-то не банкротятся, и без этого работают в режиме налога на выведенный капитал, ведь прибыли скрываются путем манипуляций или с себестоимостью продукции, или с ее ценами. Поэтому принятие закона в кратко- и среднесрочной перспективе ничего в этом смысле не изменит.
"Проблема не в законе, а в долгом пути восстановления доверия между государством и налогоплательщиками, который за день или за год не пройдешь. Если очень надо, то установите норму НКУ о нулевой ставке налога на прибыль при реинвестировании его в производство. Все, не нужно ничего выдумывать. Отбросив лирику, по большому счету экономический эффект тот же, что и в случае введения НнВК, - отмечает эксперт. - Следовательно, из очевидных последствий введения этого налога есть только одно в виде дырки в бюджете. К тому же получится так, что налоги в этой стране будут платить лишь физические лица, а доля налогового бремени юридических лиц сходит на нет. Таким образом, и справедливости не восстановить, и доверия не установить".
Автор подчеркивает, что для крупного иностранного капитала подобная новация вообще не будет иметь какого-либо влияния и смысла. Украинское ноу-хау противоречит стандартам и трендам в прогнозируемых изменениях международного налогообложения. Из последнего отчета МВФ по реформе корпоративного прибыльного налогообложения следует, что мировая академическая среда рассматривает различные альтернативы реформирования действующей системы, среди которых внедрение чего-либо наподобие НнВК не предполагается. К тому же правила и ставки налогообложения прибыли, выводимой из страны, устанавливаются конкретными соглашениями об избежании двойного налогообложения, а в будущем - стандартами такой меры BEPS, как MLI, к которому Украина уже присоединилась.
Подробнее о реформировании налоговой читайте в статье Константина Швабия "В плену налоговых стереотипов" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".