Временный импортный сбор в 5–10% от таможенной стоимости товаров, который, как считают в Минфине, призван улучшить платежный баланс, увеличить поступления в бюджет и поддержать отечественного производителя, на самом деле несет инфляционные и коррупционные риски, а также усложняет работу экспортеров, зависящих от импортного сырья, пишет обозреватель Роман Ивченко в своей статье для ZN.UA.
Приток валюты в Украины преимущественно обеспечиваю две отрасли: сельское хозяйство, которое критически зависимо от импортных составляющих, их цен и объемов поставок, и металлургия, пострадавшая от военных действий, из-за чего ныне вынуждена искать импортные заменители сырья.
"Несмотря на это, правительство сознательно "жертвует" импортом, от которого так зависят экспортеры, вводя новые таможенные сборы и ограничения на покупку валюты", - отмечает Ивченко.
Также, по словам обозревателя, зачастую импортные составляющие производства заменить отечественными аналогами невозможно, в результате чего из-за импортного сбора рост цен на продукты и сырье будет разделяться с потребителями. Это, как подчеркивает автор, может спровоцировать новый виток инфляции и, как следствие, усугубить девальвацию нацвалюты.
"Зарплаты покупателей в гривнях, и мало кто может с легкостью отдать за товар в 2–3 раза больше. Многим придется перестраивать свои бизнес-модели или закрыться", - объяснила ZN.UA Яна Зубарь, директор Ukrainian Retail Association.
Еще одним риском введения импортного сбора является рост "черного" рынка, который нет даст должным образом наполнить бюджет.
"Таможенники с удовольствием будут пропускать товары "мимо кассы", условно, за половину импортного сбора, и многие импортеры согласятся на эти предложения. Это очень большие риски, что и без того немалый "серый" импорт в итоге вырастет. И в результате наличие импортных барьеров создаст сложности, прежде всего, для тех, кто хочет работать легально", - объяснил ZN.UA Александр Жолудь, аналитик Международного центра перспективных исследований.
В результате, как отмечает Ивченко, из-за специфики расчетов Минфина вместо прибыли государство может получить еще одну 20-миллиардную дыру в бюджете.
"Даже при очевидных выгодах импортного сбора его введение вполне предсказуемо создаст очередную дыру в бюджете из-за специфики расчетов Минфина. Фактические поступления от ввозных пошлин в 2014-м составили 12,3 млрд грн (при плане в 15,7 млрд) против 13,2 млрд в 2013-м. В 2015 г. Минфин хочет собрать 33,6 млрд грн, то есть втрое(!) больше фактических поступлений 2014-го. Импортный сбор, по мнению чиновников, обеспечит дополнительные 17,6 млрд грн бюджетных поступлений. Действительно, если к 15,7 млрд арифметически прибавить 17,6 млрд, получаются те самые 33 млрд из бюджета-2015. Правда, 15,7 млрд - это план 2014 г., который не был выполнен. Причин тому была масса, но основные - это дефицит валюты, снижение спроса и ставшая уже легендарной коррупция на таможне. По всей видимости, все три причины уже устранены, иначе непонятно, на чем основываются правительственные расчеты", - говорится в материале.
Подробнее о последствиях введения импортного сбора считайте в статье Романа Ивченко "Импорт делу не поможет?" для ZN.UA.