Из документа следует, что решение о повышении тарифов на ж/д перевозки должно быть отложено и приниматься только после проработки этого вопроса рабочей группой при ГРС, которая фактически должна выполнить роль Национальной комиссии регулирования тарифов (НКРТ). И провести беспристрастный анализ последствий повышения тарифов, получив информацию как от "Укрзалізниці", так и от представителей бизнеса.
На данный же момент оснований для поднятия ж/д тарифов нет. Во всяком случае, по словам главы ГРС Ксении Ляпиной, транспортники не смогли убедительно обосновать свое желание в очередной раз взвинтить цены на грузоперевозки уже с марта.
"Как можно поднимать тарифы на железнодорожные перевозки, если нет никакого плана, не проанализировано, как это повлияет на экономику страну. Непонятно, какую проблему решает "Укрзалізниця" с помощью повышения тарифов. Проблема называется "нет денег". Так их ни у кого нет! Всем хочется платить меньше, а получать больше. Обычно вопросы ценообразования регулируются рынком, но "Укрзалізниця" не работает в рыночных условиях, у нее нет конкурентов, это монополист. И пока нет независимого регулятора, объективно оценить необходимость повышения тарифов невозможно. Мининфраструктуры не проведена работа по экономическому обоснованию тарифов. Должен быть независимый орган, должна быть методика, критерии. Тогда можно говорить о прозрачности установления тарифов", – утверждает Ксения Ляпина.
Напомним, что суммарно за пять предыдущих лет рост грузовых тарифов "Укрзалізниці" превысил 100%. Так, в 2015 г. монополист поднял ж/д тарифы на 30%, в 2014 – на 12,5%, в 2013 г. – на 10,2%, в 2011 г. – на 24,3%.
Неудивительно, что и.о. генерального директора "Укрзалізниці" Александр Завгородний в ходе общественных консультаций выразил готовность обсуждать с отраслевыми ассоциациями график индексации тарифов.
Замминистра инфраструктуры Николай Снитко тоже согласился, что прийти к взаимопониманию железнодорожникам и промышленникам поможет рабочая группа при ГРС.
"Должно быть все правильно просчитано и прозрачно доведено до всех участников рынка перевозок. Мы поддерживаем, что для этого нужно создать рабочую группу по типу НКРТ, которая решит этот вопрос одноразово. Нужно показать четкую позицию железнодорожников и позицию всех наших участников рынка перевозок, сбалансировать и принять решение по сегодняшнему тарифу", – сказал Николай Снитко.
В свою очередь и бизнес не против повышения тарифов, но считает, что делать это сейчас – означает допустить грубейшую ошибку.
"Учитывая конъюнктуры на внешних рынках и ситуацию внутри страны, у нас задача полгода-год выжить. Выживем полгода, надеюсь, перейдем к фазе развития. Я совершенно не отрицаю, что тарифы необходимо поднимать спустя какое-то время именно для того, чтобы модернизировать железнодорожную инфраструктуру. Но правильно ли делать это сейчас? Поверьте, худший момент, чем сделать это сейчас, было трудно выбрать", – подчеркнул генеральный директор "Запорожстали" Ростислав Шурма.
Ранее, 22 января, Министерство инфраструктуры опубликовало проект приказа о повышении с 1 марта 2016 г. "грузовых" тарифов на 15%. В результате отраслевики прогнозировали снижение грузопотока и как следствие падение валютных поступлений в страну и призвали правительство ввести на 2016 г. мораторий на повышение тарифов на ж/д перевозки.