Недавно Львовская ОГА получила первые 25 школьных автобусов, изготовленных в Черкасской области. Закупка проводилась по новой процедуре – участники должны были подтвердить, что их продукция имеет не менее 10% украинской составляющей.
"Закон о локализации приносит первые результаты. Наконец-то механизм поддержки собственной экономики, который применяют все-все передовые страны мира, заработал и в Украине" , - комментирует закупку замглавы парламентского комитета по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский .
Контракт предусматривает поставку 126 автобусов – это существенный заказ для любого из украинских производителей, позволяющий сохранить рабочие места и обеспечить поступления в местный и государственный бюджеты.
Депутат напомнил о том, каким тяжелым путем прошел проект закона о локализации, но, несмотря на сопротивление лоббистов, был принят.
"Наконец-то видим первые шаги возвращения здравого смысла в публичные закупки. Деньги налогоплательщиков работают на Украину и создают рабочие места в Украине. Прямо сейчас, во время активной фазы войны. (...) Так и должно быть – налоги украинцев тратятся на контракты, которые обеспечивают зарплаты и пенсии нашим гражданам, а не иностранным" , – пишет Кисилевский.
По его словам, если бы такая политика развития украинских производителей была внедрена десять лет назад и касалась более широкой номенклатуры товаров, Украине сейчас было бы чем ответить на иранские дроны.
По данным Prozorro, в Реестре локализованных товаров производители уже зарегистрировали 645 товарных позиций с уровнем локализации выше 10%. Это минимальный порог, установленный на 2022 год . Ежегодно это требование будет увеличиваться на 5%, пока не достигнет 40%.
"Я ни в коем случае не против присутствия иностранных производителей машиностроительной продукции в Украине. Как раз наоборот. Требование по локализации – не ограничение, а приглашение для них входить в партнерство с украинскими предприятиями или создавать новые в нашей стране" , - отмечает депутат.
И подчеркивает: несмотря на полномасштабную войну, во многих регионах Украины местные власти создают все условия для такого партнерства.
Кроме нас самих, защищать наши экономические интересы никто не будет. И какими бы убедительными ни были аргументы противников локализации, осознание ее пользы для украинской экономики неизбежно, ведь проникновение импорта в госзакупки ЕС и США составляет 5–8%, а в Украине – почти 40%. О том, насколько приблизились международные партнеры и эксперты к принятию украинской локализации, читайте в тексте Дмитрия Кисилевского "Отрицание, гнев, торг, депрессия, локализация".