Власть использует концепцию монетизации субсидий для обеспечения интересов теплопоставщиков – мнение

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Власть использует концепцию монетизации субсидий для обеспечения интересов теплопоставщиков – мнение Отмена клиринговых расчетов для ТКЭ не имеет ничего общего с монетизацией субсидий для населения © torange.biz
Идею монетизации используют как ширму для внутрисекторальных "разборок" и решения проблем энергорынка.

Правительство готово запустить монетизацию субсидий для теплогенерирующих предприятий и отменить клиринговые расчеты между НАК "Нафтогаз Украины" и теплопоставщиками, не создав предварительно механизмов учета реального потребления, прозрачного тарифообразования и верификации получателей субсидий, что ставит реформу энергетической сферы "с ног на голову".

Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Юлия Самаева. По ее словам, львиная доля средств, выделяемых государством на энергетические субсидии, приходится на субсидии для теплокоммунэнерго (ТКЭ). Проконтролировать использование данных средств, по ее словам, практически невозможно.

"Основной объем субсидий был направлен теплогенерирующим предприятиям, и их использование сложно проконтролировать. Именно отсутствие контроля является камнем преткновения энергетической реформы. У государства по сей день нет понимания, сколько энергии реально нужно для отопления, сколько мы ее потребляем, сколько теряем из-за изношенности мощностей. Так с чего вдруг на Грушевского сначала решили помочь не населению экономить, а тепловикам заработать?", – задалась вопросом Самаева.

Как пояснила автору ZN.UA глава Проектного офиса реформ при Минфине Яна Бугримова, сегодня отношения между НАК "Нафтогаз Украины" и теплопоставщиками строятся на основе системы взаимозачетов, то есть клиринга, что открывает широкие возможности для злоупотреблений.

Самаева допускает, что отмена клиринговых расчетов может быть инициирована в пользу крупных участников рынка, таких как "Киевэнерго". Параллельно правительство также может решать проблему открытия данного рынка для новых поставщиков и привлечения инвестиций.

"Если от клиринговых расчетов откажутся, ситуация на рынке может измениться. В отличие от уже "распределенных" и распроданных облгазов и облэнерго, ТКЭ в массе являются коммунальными предприятиями и пока не входят в сферу интересов крупного бизнеса. Но в условиях повысившихся тарифов и перехода на расчет "живыми" деньгами, а не протоколами, этот бизнес "заиграет новыми красками" в глазах потенциального інвестора", – отмечает она.

Автор констатирует, что сегодня монетизацию субсидий, которая должна стать эффективным стимулом для экономии тепла и средством повышения энергоэффективности, используют как ширму для "внутрисекторальных разборок" и решения проблем рынка.

"Монетизация субсидий для ТКЭ, какой бы положительный эффект она ни принесла, не имеет никакого отношения к монетизации субсидий для населения, не является первым этапом реализации этого проекта, более того, дарит властям возможность только и ограничиться отказом от клиринговых расчетов, забыв о монетизации для населения, как о страшном сне", – пишет обозреватель.

Самаева указывает, что в сложившейся ситуации, благодаря потреблению по нормативам и привязке тарифов к количеству квадратных метров жилплощади, ТКЭ успешно перекладывают на потребителей расходы на реально поствавляемое тепло, в то же время получая из бюджета миллиарды гривень в виде субсидий.

Тем временем в Минсоцполитики продолжают настаивать на том, что провести монетизацию субсидий для населения невозможно, ссылаясь на трудности технического характера.

"Механизм реформирования сферы, простой и понятный, переворачивают с ног на голову. Начинают не с учета реального потребления, не с прозрачного тарифообразования, не с верификации получателей, а сразу с перехода на монетизацию субсидий для ТКЭ. Кому это выгодно? Точно не госбюджету. И цена вопроса, напомним, - 51 млрд грн в год", – резюмирует автор.

Читайте также: В Минэкономразвития насчитали семь миллионов граждан с субсидиями

Ранее Юлия Самаева писала, что действующая в Украине система субсидий и льгот на коммунальные услуги фактически снизила среднюю цену газа для населения в 2015 году в 1,6 раза, однако демотивировала субсидиантов к сокращению потребления газа. Автор также указывает на то, что средства, выделяемые государством для субсидиарной поддержки населения, в рамках действующей системы расходуются неэффективно.

Подробнее о проблемах реформирования энергетического сектора и перспективах монетизации субсидий на тепло для населения читайте в статье Юлии Самаевой "Хотят нагреть…" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме