По информации «Консалтинговой группы А-95», на сегодняшний день на повестке дня правительства стоят два важнейших решения: первое – инициатива Министерства инфраструктуры Украины касательно повышения ставок акцизного сбора, второе – в декабре Межведомственная комиссия по международной торговле должна принять решение об ограничении импорта нефтепродуктов.
По оценкам экспертов, предлагаемое Мининфраструктуры повышение акциза приведет к росту цен на дизтопливо для конечного потребителя на 60 коп./л, на бензин – на 20 коп./л. В свою очередь предлагаемый Минэнергоугля уровень пошлин на импортные нефтепродукты вызовет рост цен на АЗС на 0,80 и 1,30 грн/л соответственно на ДТ и бензин.
«Государству необходимо расставить приоритеты: либо увеличивать доходы бюджета, повышая акцизы, либо наращивать доходность нефтеперерабатывающих компаний путем введения пошлин или квот на импорт нефтепродуктов», – говорит директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
В противном случае, по его словам, «налоговый» дуплет приведет к росту цен на бензин и дизтопливо на 1,5 грн/л, что заставит многих автомобилистов отказаться от своего транспорта либо до максимума сократить поездки.
«Из-за повышения акцизов в начале года и высоких нефтяных цен стоимость топлива в 2011 году выросла в среднем на 1,95 грн/л, что привело к 10%-ному снижению потребления бензина А-95 – основной марки, используемой частным автотранспортом. Полностью очевидно, что аналогичное повышение вызовет не менее удручающие последствия», – считает эксперт.
По его мнению, оптимальным решением в сложившейся ситуации был бы отказ от введения ограничений на импорт, умеренное повышение акцизов (сохранение нынешней ставки на бензин и повышение акциза на ДТ максимум до 90 евро/т) и усиление государственного контроля, направленного на защиту внутреннего рынка от контрабанды нефтепродуктов и фальсификата.
Такие шаги, по мнению С.Куюна, позволили бы защитить украинские НПЗ, повысить качество топлива на рынке и нарастить налоговые поступления в бюджет без наращивания налогового давления на потребителей.
«Пока все инициативы правительства, касающиеся рынка нефтепродуктов, нацелены на увеличение сбора денег в пользу бюджета либо определенных бизнес-групп, тогда как об интересах автомобилистов и конкурентной среде в этой важнейшей сфере чиновники вспоминают только на словах. В сфере нефтепродуктообеспечения нужна последовательная и взвешенная политика, в центре которой должен находиться потребитель», – подчеркнул эксперт.